Районная целевая программа «Обеспечение экологической безопасности в муниципальном образовании Ширинский район на 2008-2011 годы»
Паспорт районной целевой программы
«Обеспечение экологической безопасности в муниципальном образовании Ширинский район на 2008-2011 годы»
| Наименование | «Обеспечение экологической безопасности в муниципальном образовании Ширинский район» | 
 | |
| Дата принятия решения о разработке (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | 
 | 
 | |
| Муниципальный заказчик-координатор | Администрация муниципального образования Ширинский район | 
 | |
| Муниципальный заказчик | Управление ПЭС и ЖКХ администрации муниципального образования Ширинский район | 
 | |
| Цель | Решение проблем организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов с соблюдением мер экологической безопасности и обеспечения уменьшения факторов риска здоровью населения. | 
 | |
| Задачи | Обеспечение необходимых санитарно-экологических условий существования населенных пунктов района; создание системы управления безопасного обращения с отходами производства и потребления; формирование экологического сознания населения; привлечение общественности к решению проблем в сфере обращения с отходами; устранение предпосылок образования несанкционированных свалок; привлечение инвесторов на территорию района для организации переработки отходов производства и потребления | 
 | |
| Показатели результативности (целевые индикаторы) по годам | 1. Разработан проект полигона твердых бытовых отходов муниципального образования Ширинский район; 2. Построен полигон твердых бытовых отходов; 3. Обустроены площадки размещения бункеров-накопителей для накопления ТБО в населенных пунктах Ширинского района; 4. Приобретение бункеров-накопителей для накопления ТБО в населенных пунктах района; 5. Управление коммунального хозяйства оснащено большегрузными мусоровозами для транспортировки ТБО поселений района. | 
 | |
| Сроки и этапы реализации | 2008-2011 годы | 
 | |
| Перечень подпрограмм | 
 | 
 | |
| 
 Объемы и источники финансирования | Объем финансирования (прогноз) составит 31,776 млн. руб., в том числе: средства республиканского бюджета (прогноз) - 25,829 млн. руб.; местных бюджетов (прогноз) - 5,427 млн. руб.; бюджет поселений (прогноз) - 0,52 млн. руб., | 
 | |
| Ожидаемые конечные результаты реализации | В результате реализации программы будет обеспечено: постоянное (непрерывное) совершенствование системы управления отходами; - уменьшение и локализация негативного воздействия отходов на окружающую среду; Социально-экономическими и экологическими результатами являются: - создание системы сбора ТБО, исключающей мотивацию несанкционированного размещения отходов; улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки в поселениях; - повышение занятости, создание дополнительных рабочих мест; - создание условий, стимулирующих организацию работ по утилизации и переработке отходов населенных пунктов района; повышение уровня экологическое воспитание населения. | ||
1. Характеристика проблемы
Отходы производства и потребления, а последние за счет многократного увеличения отдыхающих в летний сезон на берегах озер Шира, Иткуль, Белё, Тус и др., являются серьезным фактором загрязнения окружающей среды, поэтому их утилизация выходит на первый план в экологическом оздоровлении окружающей среды. Особенно остро возникла проблема с ранее существующей несанкционированной свалкой в районе оз. Камышева, с которой происходил разнос легкого материала в сторону оз. Иткуль.
Из общего количества отходов большая масса является инертными отходами, степень вредного воздействия которых на окружающую среду достаточно низка. Но при этом необходимо создание системы управления безопасного обращения с отходами, в который должны войти:
- дифференцированный сбор отходов;
- временное накопление отходов, как в поселках, так и в местах отдыха;
- захоронение отходов на полигонах твердых бытовых отходов (ТБО).
На сегодня во многих поселках ТБО размещаются на не обустроенных объектах размещения. Одновременно практически во всех поселках избыточный навоз размещается вместе с ТБО.
Наличие около поселений, не обустроенных мест для размещения ТБО, превращает прилегающие территории непригодными для сельскохозяйственных, а в Ширинском районе и рекреационных нужд.
Отходы производства и потребления являются одним из главных потенциальных факторов загрязнения окружающей среды, поэтому их утилизация выходит на первый план в экологическом оздоровлении окружающей среды.
Выводы:
1. Уровень безопасности окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления может быть существенно повышен за счет создания системы управления обращением с ТБО, основанной на применении элементов инновационных технологий коммунального хозяйства.
2. Практически все объекты размещения ТБО поселений не соответствуют, как экологическим, так и санитарно-гигиеническим требованиям, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду и здоровье населения.
3. Объекты размещения ТБО населенных пунктов расположенных в пойме рек и местах массового отдыха, загрязняют поверхностные водоемы.
4.       Финансирование обустройства маломощных объектов размещения ТБО для
 отдельных сельских поселений не целесообразно, так как эксплуатация таких
 объектов  в  соответствии  с  экологическими  и  санитарно-гигиеническими
 нормами и правилами, во первых, избыточно затратна для сельских поселений,
 а,  во  вторых,  противоречит полномочиям  определенным  Федеральными
 законами для сельских муниципальных образований.
5.       Решение   вопроса   раздельного   сбора   ТБО   и   навоза   муниципальными
 образованиями сельских поселений на стадии организации сбора и вывоза
 отходов   существенно   снизит   негативное   воздействие   этих   отходов   на
 окружающую среду и сохранит в кругообороте веществ ценный органический
 материал.
2. Цели и задачи:
Основными целями районной целевой Программы «Обеспечение экологической безопасности в муниципальном образовании Ширинский район на 2008-2011 годы» являются:
- обеспечение экологической безопасности и предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье человека;
- обеспечение стабилизации, а в дальнейшем сокращение и ликвидация загрязнения окружающей среды отходами;
- решение проблем организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов с соблюдением мер экологической безопасности и обеспечения снижения факторов риска здоровью населения.
К числу задач, подлежащих решению для достижения указанных целей, относятся:
- обеспечение необходимых санитарно-экологических условий существования населенных пунктов района и устранение предпосылок для образования несанкционированных свалок;
-оптимизация структуры системы сбора, транспортировки и размещения отходов, в полной мере соответствующей экологическим и санитарно-гигиеническим нормам и правилам;
- укрепление материально-технической базы специализированных предприятий по обращению с отходами производства и потребления;
- формирование экологического сознания населения;
- интеграция ТБО поселений на районном полигоне, обеспечивающее стимулирование создания пунктов сортировки ТБО для последующей утилизации и переработки.
Предлагаются следующие пути решения поставленных задач:
1.     Обустройство, с учетом розы ветров, площадок для размещения бункеров-
 накопителей ТБО емкостью 7,5 или 5,0 м3 с удобными подъездными путями
 для мусоровоза. В населенных пунктах, где производительность образования
 ТБО за трое суток менее 7,5 или 5,0 м3, площадки для размещения бункеров-
 накопителей   обустроить   на  расстоянии,   соответствующем  требованиям
 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. На период устойчивого перехода температуры
 воздуха   к   отрицательным   значениям   бункера-накопители   могут   быть
 перемещены на территорию населенного пункта.
2.     Выбор,  согласование с компетентными органами и обустройство мест
 размещения навоза сельскохозяйственных животных на уровне поселений.
Проектирование и строительство районного полигона для
 размещения не утилизируемых компонентов ТБО.
3. Оснащение районного управления коммунального хозяйства большегрузными
 мусоровозами с задней загрузкой, которые за счет высокой степени уплотнения
 способны за один рейс вывести от 11 до 22 бункеров-накопителей емкостью
 7,5 м3. Высокая скорость опорожнения бункера-накопителя ТБО в мусоровоз
 (130 сек на бункер-накопитель) позволяет за один день совершить два рейса на
 полигон ТБО удаленный от источника образования отходов на 100 км.
4.     Повышение культуры коммунального обслуживания, в части оказания услуг
 по вывозу ТБО, несомненно, повысит экологическое сознание населения и приведет к снижению уровня засорения и захламления территорий  населенных пунктов.
5.     Интеграция ТБО района на одном полигоне сделает объект размещения
 отходов более привлекательным для инвесторов по организации утилизации и
 переработки отходов населенных пунктов района, что может продлить срок
 эксплуатации полигона.
Реализация Программы рассчитана на 2008 - 2011 годы. Сроки реализации мероприятий устанавливаются в зависимости от капиталоемкости и подготовленности.
4. Обоснование ресурсного обеспечения
Объем финансирования (прогноз) составит 31,776 млн. руб., в том числе: средства республиканского бюджета (прогноз) - 25,829 млн. руб.; местных бюджетов (прогноз) - 5,427 млн. руб.; бюджет поселений (прогноз) - 0,52 млн. руб..
5. Механизм реализации
Управление ПЭС и ЖКХ администрации муниципального образования Ширинский район, совместно с отделом по туризму и экологии:
- организует работу по исполнению программных мероприятий;
- обеспечивает целевое и эффективное использование финансовых средств, выделяемых из бюджетов всех уровней бюджетов на реализацию программных мероприятий;
- контролирует выполнение программных мероприятий, выявляет отклонения их от намеченных плановых показателей, устанавливает причины отклонений и определяет меры по устранению таковых;
- с учетом результатов фактической реализации программы подготавливает предложения по корректировке программных мероприятий и объемов финансирования.
- организует работы по утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
- во взаимодействии с органами местного самоуправления поселения разрабатывает графики вывоза бытовых отходов и мусора из поселений;
- организует разъяснительную работу по повышению экологической культуры населения.
6. Оценка эффективности
Результаты реализации программы должны обеспечить на территории района:
- постоянное (непрерывное) совершенствование системы управления отходами;
- уменьшение и локализацию негативного воздействия отходов на окружающую среду;
- безопасное размещение отходов на районном полигоне ТБО.
Социально-экономическими и экологическими результатами проведения совокупности программных мероприятий являются:
- создание системы сбора ТБО, исключающей мотивацию несанкционированного размещения отходов;
- улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки в поселениях и в целом по району;
- повышение занятости, создание дополнительных рабочих мест;
- создание условий, стимулирующих организацию работ по утилизации и переработки отходов населенных пунктов района;
- повышение уровня экологического воспитания населения.





















