24.08.2011 Понять и вовремя помочь
Задумывается ли учитель, в чем заключается его педагогическая философия. Вряд ли мы постоянно об этом думаем. И вообще, что такое педагогическая философия? Понятие педагог состоит из двух слов: дети и веду, воспитываю, а термин философия - люблю и мудрость. Получается, что в дословном понимании педагогическая философия - это мудрость и любовь в воспитании детей. Для любого ребенка важно, чтобы к нему относились с пониманием и любовью. В жизни каждого человека встречаются люди, влияние которых помогает определиться в жизни. Для меня такими людьми стали мои учителя. Все они очень разные, но каждый из них сумел привить любовь к своему предмету. До сих пор я помню уроки английского языка Валентины Николаевны Стецко. С каким интересом я слушала всё то, что она нам объясняла. Мне хотелось научиться говорить, читать и писать так, как это всё умеет делать моя учительница. Иногда у меня что-то не ладилось, не получалось. Валентина Николаевна умела доступно всё объяснить, буквально вложить в мою голову. Речь её всегда была краткой и чёткой. Да и нас всех она всегда учила говорить по существу. И хотя внешне моя учительница выглядела строгой, в душе она очень добрая, внимательная и отзывчивая. Когда я оканчивала среднюю школу, долго не могла определиться, на какой факультет педагогического института поступать. Но Валентина Николаевна развеяла все мои сомнения и настояла именно на факультете иностранных языков. Личный пример дорогого мне человека вовремя оказал решающее влияние. Осознавала ли я тогда, насколько серьёзен мой выбор? Только сейчас я понимаю, как она была права. Я люблю свой предмет, считаю его очень важным в современной жизни. На уроках я передаю любовь к изучению английского языка своим детям. Мой педагогический стаж ещё небольшой. Но за эти годы я могу выделить очень важный пункт: каждому ребёнку очень хочется встретить в школе понимание учителя. Может, кому-нибудь из них очень нужно вовремя помочь, поддержать, подсказать. Чтобы общаться с ними, нам часто приходится задумываться над тем, что и как сказать ученику. В разных ситуациях необходимо свое нужное слово. В этом, наверно, и есть моя педагогическая философия. На уроке мы партнеры. Я позволяю ребятам свободно высказываться на английском языке, не боясь ошибиться. Мои ученики ценят это. Важна ли необходимость иметь хорошие отношения с детьми? Да, важна! Если ребятам интересно общаться со мной, то и предмет мой изучать им тоже интересно. Надеюсь, что моя помощь и моя поддержка помогут ребятам найти себя в жизни. Вдруг любовь к моему предмету, общение со мной пригодятся кому-нибудь из них, в выборе профессии. Очень хочется, чтобы так всё и было. Совсем недавно моя ученица стала участницей республиканского тура Всероссийской олимпиады школьников. После окончания первого дня состязаний мы возвращались домой, не зная итогов работы. Больше часа нас мучили сомнения, будет ли Алина иметь право участвовать в финале олимпиады. 15 лет педагогического стажа стоили того, чтобы увидеть глаза ребёнка, полные радости и счастья от достигнутых результатов, когда узнали решение комиссии. Мои ощущения в тот момент можно было сравнить только с чувствами матери к своему ребёнку. Взаимное понимание учителя и ученика приносит щедрые плоды в учёбе и в будущей жизни детей. Недаром один французский писатель отметил, что щедрость состоит не столько в том, чтобы давать много, сколько в том, чтобы своевременно. Закончить свои размышления хочется притчей известного русского писателя Ивана Тургенева. «Однажды я шел по улице и меня остановил нищий. Он протянул мне грязную руку и просил о подаянии. В карманах у меня ничего не оказалось, даже платка. Посмотрев на протянутую руку нищего, я крепко пожал ее. - Прости брат, но у меня ничего нет. В ответ нищий тоже пожал мои похолодевшие руки и сказал, что вовремя пожатая мною рука для него очень много значит». Так и в учительской профессии, вовремя оказанная помощь, сказанное слово могут стать решающими для человека. Лариса КУЖАКОВА, МОУ Ширинская ООШ N 17.
|