Обращаем внимание! На данном сайте размещена информация до 31.12.2016 года

 

Новый сайт находится по адресу https://shiranet.ru

Новости

Главная / Новости / День памяти жертв политических репрессий
21.10.2010 День памяти жертв политических репрессий

День памяти жертв политических репрессий
Родина - мачеха
Эпоха Советского Союза - эпоха ярлыков: стахановцы и тунеядцы, коммунисты и диссиденты… Все граждане Союза (которого не было) Свободных (которыми и не пахло) Социалистических (тоталитарных) Республик (гораздо точнее - вотчин) были пронумерованы и разбиты на категории. Даже Иосиф Сталин и тот числился под рангом - Отец народов.
 Враг народа - не ярлык, приговор к смертной казни! Приговор, уравнивающий и министра и пастуха. На расстреле все равны, и даже караул всего лишь серая, бездушная масса. Приговор, обрекающий семьи на унижение и презрение - они - дети, жены, родители Врага! Целые народы становились изгоями.
Тридцать седьмой год - волна массовых репрессий катится по стране, люди пропадают преимущественно по ночам. Только вчера ты здоровался с человеком, а сегодня… что случилось, лучше не спрашивать. Меньше знаешь, крепче спишь - до следующей ночи, когда, возможно, придут за тобой.
В том же страшном тридцать седьмом в далекой саратовской деревеньке не стало Александра Велькер - мужа, отца, председателя колхоза. Пройдут десятилетия, и уже внуки станут разыскивать своего деда - безрезультатно. Человек канул в небытие.
Сорок первый год - и вновь беда - война. Та же саратовская деревенька, та же семья Велькер. Извращенный ум Отца народов уготовил им новые испытания. Теперь они - неблагонадежные, они - немцы. Вслед за отцом по этапу уходят жена и дети: девятнадцатилетнюю Ирму с мамой Оттылией Ивановной сталыпинский вагон везет в Башкирию, младшего сына Александра судьба забрасывает за тысячу верст от дома в далекую Хакасию - в Ширинское село Буденное.
Башкирия встретила неласково, не мать, мачеха. Еще на этапе «костлявая» собрала щедрый урожай, чудом Велькер остались живы. Чудом пережили войну на стройках. Молоденькая девушка и престарелая мать таскали кирпичи, носили раствор. И без того ужасное положение усугублялось отношением местных - немцев ненавидели. Но… после стольких испытаний кто-то на небесах все-таки смилостивился над беззащитными: из общего барака женщины перешли в дом, с едой стало получше.
Всю войну мать думала о сыне, четыре года мечтала увидеть Александра. А Саше все это время приходилось очень туго. В суровые сибирские зимы ходил в лохмотьях, спал, где придется, питался, чем придется. Если бы не помощь местных жителей так и не дожил бы до встречи с матерью. Какими правдами и неправдами получила разрешение мать на встречу с сыном, знает только бог, но сразу после войны она уезжает к нему. Ирма остается одна. Через какое-то время ее с башкирских переводят на стройки татарстанские. Там она встречает родственную душу, такого же каторжного, как и сама - Михаила Иосифовича Яковенко. В день свадьбы к пережитым унижениям добавилось еще одно - Ирме Александровне Велькер запретили брать фамилию мужа. Немка и все должны об этом знать!
К пятьдесят пятому году семья Яковенко - Велькер насчитывала уже пять человек: муж, жена и три дочери: Любовь, Лидия, Вера. К этому моменту они получают свободу, и решают бросить постылую каторгу, уехать в Шира к матери и брату.
«В Шира стало намного легче», - вспоминает Вера Михайловна Яковенко. «Жили свободно, под комендатурой не ходили, да и отношение к нам местных жителей было намного лучше». В скором времени к трем девчонкам в семье прибавилось два пацана. Люди начали жить нормальной человеческой жизнью - строить дом, растить детей, свободно работать.
А Александр, уже дядька, так и прожил оставшуюся жизнь в Буденном. До конца своих дней его мучила отмороженная в холодные сибирские ночи печень. Умер он семь лет назад, а так любящая его мать, перенесшая потерю мужа, расставание с сыном и каторгу дожила до девяноста пяти лет. Ирме Александровне сейчас восемьдесят семь. Приходится только удивляться закалке прошедших все круги ада людей.
Ах, эта пропаганда - искусство, превращающее людей в покорное стадо. Дотошно объясняющая, что такое хорошо, и что такое плохо. Фашизм - это плохо? Однозначно! А фашистская Германия? Естественно! А немцы? Упаси господи, ведь народ не виноват. С кем мы воюем? С прихвостнями Гитлера, с фашистами, а свободолюбивый, честный, работящий немецкий народ всегда был нашим другом! Но относилось сие утверждение только к немцам из Германии. Советских немцев с началом войны в экстренном порядке отправили по этапу. А вдруг…? Вдруг нация, считающая СССР Родиной предаст? Но ведь трудились поколениями на этой земле, поколениями защищали ее. В окопах умирали рядом с татарами, русскими, украинцами… На всякий случай, в Сибирь и Магадан.
P.S. Двадцать третьего октября Ирме Александровне Велькер исполнилось восемьдесят семь лет. Коллектив редакции от всей души поздравляет Вас с праздником, желает долгих лет жизни, здоровья. Мы преклоняемся перед вашим мужеством, перед стойкостью, с которой вы перенесли тяготы, уготованные Вам судьбой. С праздником!
Леонид ЩИПЦОВ
На фото Ирма Александровна Велькер в окружении внуков и правнуков
Фото из семейного архива Веры Михайловны Яковенко

Контактная информация:
Адрес: 655200,  респ. Хакасия,  Ширинский район,  с.Шира,
         ул.Октябрьская, 79
Тел., факс: (39035) 9-12-10          E-mail:
adminshira@mail.ru

Создание и поддержка - РосГосСайт