10.02.2011 Вернуть хакасскую речь в семью
Сохранение этноса невозможно без знания и развития родного языка. Почему, создавая благоприятные условия для использования и изучения хакасского языка, интерес к его изучению не становится выше? Обсудить эту проблему была призвана встреча министерства РХ по образованию и науки с Лигой хакасских женщин «Алтынай» на ширинской земле с представителями образовательных учреждений и хакасской общественности района. К разговору привлекли руководителей Хакасской национальной гимназии им. Н.Ф. Катанова, республиканского и районного Советов старейшин. «Круглый стол» состоялся в Спиринской СОШ N11, коллектив которой во главе с директором Э.Я. Потандаевой немало потрудились над организацией. Были с признательностью оценены и выставка, и встреча-обряд, и, подготовленный совместно с топановцами обед национальной кухни. Диалог велся правдивый и открытый. Формирование человека происходит в возрасте от года до девяти лет, поэтому так важно дошкольное образование. Приобщение детей ко всем видам национального искусства, в том числе и хакасского, является одним из направлений дошкольных образовательных учреждений района. Детсады «Теремок», «Жемчужинка», Дом пионеров и школьников продемонстрировали как через декоративно-прикладное искусство идет патриотическое воспитание. Посредством игрушек в национальных костюмах совершаются игры-путешествия малышей по родным просторам, а циклы сказок, стихов, легенд, создаваемых, в том числе и местными авторами, знакомят ребят с хакасской речью, преданиями, обрядами. Практикуется и живое общение с представителями старших поколений – носителями национальной культуры. Изучение хакасского языка ведется в предшкольных группах четырех образовательных учреждений по учебному плану в школах аалов Малый Спирин, Топанов, Трошкино, Ефремкино и Б.Балахчин. Как говорилось на встрече, для обучения созданы все условия: есть квалифицированные педагоги, необходимые учебники, методическая литература. Но образовательный запрос учеников и родителей на изучение родного языка недостаточен, уроки хакасского языка и литературы посещают 195 человек, или 49 процентов от общего числа школьников хакасской национальности. Ребята приходят в школу без запаса слов, и национальный язык для них как второй иностранный, зачастую и остается таковым. Главная причина этого – отсутствие родной языковой среды. В хакасских семьях перестала звучать хакасская речь. При разговоре было отмечено, что в Спиринской СОШ N11, Топановской школе им.Н.Н. Кокова есть рост познавательной мотивации учащихся к изучению родного языка, они результативно участвуют в конкурсах и олимпиадах. Во всех национальных школах проводятся мероприятия, праздники, ведутся кружки, музейная педагогика, причем участвуют все школьники, независимо от национальности. Тем не менее, никакие меры в учебном плане не спасут положение дел, основной вектор сохранения языка – возвращение его в семью. Что делать? Учитель в глубинке до сих пор является основным миссионером этнокультуры. Вернуть хакасский язык в дом, привлекая семьи, хакасские родовые общества мероприятиям. Больше использовать надписи, хакасские названия, практиковать приветствия, диалоги не только на уроках, но и в бытовом общении. Резюмируя, министр образования и науки РХ Г.А. Салата выразила удовлетворение проведенной встречей, тем, как показали ширинцы свою работу, а значит, свой район. Задача форума – результативное общение, и она выполнена. Появилось желание работать дальше, и лучше, а значит, есть уверенность в будущем хакасского языка. Хакасию посредством творческих коллективов знают сейчас в разных частях света. Но путешествуя туристом, каждый из нас поневоле становится представителем своей родины, своего народа. Как человек в мире ты интересен прежде всего тем, к какому этносу принадлежишь. Поэтому не знать родной язык, как и культуру, историю не только стыдно, но и недальновидно.
Любовь ТАРАРИНА
|