Оптимизация сети общеобразовательных учреждений
Программа оптимизации
сети общеобразовательных учреждений
Ширинского района на 2007-2010 годы.
1. Цели программы:
1.Реализация государственной политики в области образования в условиях модернизации.
2.Организация и внедрение новой системы оценки качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений.
3.Обеспечение полноты и качества представляемых образовательных услуг.
4.Повышение адекватности образовательных услуг потребностям учащихся.
5.Рационализация использования ресурсов сети общеобразовательных учреждений.
6.Распространение инновационных технологий в образовательных учреждениях.
Основания для разработки программы:
1.Федеральный закон от 10.04.2000г № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».
2.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
3.Постановление Правительства РФ от 17.12.2001 г. № 871 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности».
4.Приказ Минобразования России от 16.01.2002 г. № 103 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности».
Исполнители основных мероприятий Программы.
1.Управление образованием администрации муниципального образования Ширинский район. 2.Образовательные учреждения района.
2. Образовательные учреждения района.
Источники финансирования Программы.
Районный бюджет.
Этапы и сроки реализации:
1 этап - 2007 год - Разработка и утверждение нормативно-правовой базы.
2 этап - 2007-2009г.
- 1. Переход образовательных учреждений на нормативное бюджетное финансирование.
- 2. Реструктуризация образовательных учреждений.
Система контроля за исполнением Программы:
- Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет администрация муниципального образования Ширинский район.
- Контроль за объемами финансирования осуществляет администрация муниципального образования Ширинский район.
Ожидаемые конечные результаты:
1. Развитие инновационных технологий в образовательных учреждениях.
2. Обеспечение доступа всех школьников к качественным знаниям. Обеспечение обучающимся высокого уровня основного общего и среднего (полного) общего образования, необходимого для продолжения образования в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования путем создания оптимальных условий для эффективной и качественной работы.
Описание возможных рисков при реализации программы:
- сопротивление населения проводимым мероприятиям в силу сложившихся стереотипов общественного мнения;
- неготовность учителей к деятельности в условиях реструктуризации;
- сопротивление родительского сообщества, предвзятое отношение родителей к обучению детей;
- снижение экономической эффективности в связи с эксплуатацией высвободившихся зданий;
- отсутствие нормативно - правовых документов, регламентирующих процесс реструктуризации и деятельность сети образовательных учреждений;
- снижение эффективности образовательного процесса, связанный с перевозкой детей и их утомлением.
Краткое обоснование программы:
Программа образования в районе на период до 2010 года (далее Программа) направлена на выполнение задач реализации государственной политики в области образования, основные положения которой сформулированы в концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и в Постановлении Правительства РФ от 17.12.2001 г. № 871 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности».
Основные ориентиры государственной политики в области образования:
- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
- развитие образования как открытой и единой государственной системы;
- обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами;
- достижение нового современного качества образования.
Первоочередные меры образовательной системы направлены на обеспечение стабилизации в образовании, выход на необходимые бюджетные нормативы.
Предстоит создать условия для введения организации различных моделей образовательных учреждений, профильного обучения.
Так в течении последних лет район активно участвует на условиях софинансирования в федеральных проектах по укреплению материальной базы учреждений образования, в рамках которых осуществлены поставки компьютерной техники, программного обеспечения, спортивного оборудования, автобусов.
В районе общеобразовательных учреждений: 27, в них учащихся 4219.
- начальных школ - 3 (Чебаковская, Талкинская, Марчелгашская);
- основных школ - 6 (Ширинская ООШ № 17, Транспортная ООШ № 15, Трошкинская ООШ, Кировская ООШ, Бело-Балахчинская ООШ, Беренжакская СОШ № 19 );
- средних школ - 16;
- школа с углубленным изучением отдельных предметов - 1 (Ширинская СОШ № 4, Туимская СОШ № 3);
- Вечерняя (сменная) средняя школа - 1;
-коррекционная школа-интернат 8 вида - 1;
- учреждения дополнительного образования детей - 3 (дом пионеров и школьников,
Станция юных техников, Детско-юношеский клуб физической подготовки). ДОУ-8.
Платные образовательные услуги предоставляют: Дом пионеров и школьников (группа раннего развития «Мальвина»); Ширинская СОШ №4 (подготовительные курсы от ХГУ); Ширинская СОШ № 18 (подготовительные курсы от КГТУ).
С 2006-2007 учебного года появилась возможность выбора класса определенной направленности обучения Ширинская СОШ № 4 (социально-экономический профиль); Туимская СОШ № 3 (гуманитарный профиль). Количество обучающихся, получающих дополнительное образование через учреждение МОУ ДОД - 2148 учащихся. Количество обучающихся, получающих дополнительное образование на базе других образовательных учреждений - 1654 учащихся. В полном объеме удовлетворить желание обучающихся в получении дополнительных образовательных услуг нет возможности в сельских школах из-за слабой материальной базы образовательных учреждений и отсутствием специалистов. Предоставление услуг осуществляется достаточно активно в п. Шира, но в то же время количество образовательных услуг недостаточно. Необходимо стремиться к более полному удовлетворению познавательных потребностей детей и родителей, усилить психологическую поддержку учащихся, расширить в школах информационное пространство, предоставив информационную возможность Интернета.
Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях района составляет 13 человек.
Идет резкое сокращение численности учащихся по причине: снижение рождаемости, переселение семей из сельской местности в городскую.
Деревни Чебаки, Талкин Ключ и Кирово - это поселения с сокращающимся числом населения, следовательно, количество детей школьного возраста ежегодно будет сокращаться.
Численность населения и детей школьного возраста:
|
|
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|||
|
насел. |
уч-ся |
насел. |
уч-ся |
насел. |
уч-ся |
уч-ся |
уч-ся |
уч-ся |
|
|
Чебаки |
78 |
9 |
84 |
5 |
80 |
5 |
6 |
3 |
2 |
|
Талкин Ключ |
220 |
18 |
193 |
11 |
194 |
12 |
9 |
8 |
8 |
|
Кирово |
186 |
25 |
173 |
27 |
174 |
29 |
30 |
29 |
26 |
|
Б.Балахчин |
293 |
55 |
297 |
44 |
296 |
37 |
39 |
39 |
43 |
В 2006-2007 учебном году в Кировской основной школе были соединены 5 и 6 классы в один класс-комплект, так как нет учителей, имеющих педагогического образования.
В 2005-2006 учебном году в Соленоозерной школе не было 11 класса, а в 2006-2007 учебном году - 10 класса.
По статистическим данным управления образованием прослеживается:
- процент укомплектованности педагогическими кадрами за последние три года составляет 98,7-98,8 %.
- образовательный уровень педагогических кадров в среднем за три года составляет 98,8-99,0%.
- возрастной уровень педагогических кадров в системе образования в районе в среднем составляет 45-48 лет, а это 75-77% педагогических кадров предпенсионного возраста.
Степень удовлетворенности уровнем образовательных услуг всех участников образовательного процесса:
- 95 % родителей учащихся удовлетворены уровнем образовательных услуг.
- 25 % родителей (Кировской ООШ, Бело-Балахчинской ООШ, Талкинской НОШ) не удовлетворены, т.к. в этих школах работают педагоги, не имеющие специального педагогического образования по предмету, следовательно, дают низкий уровень обучения.
Педагоги образовательных учреждений внедряют новые технологии обучения, которые помогают дифференцированно подходить к каждому ребенку. Из анкет и бесед с учащимися видно, что интерес к обучению начинает падать от 7 класса к 9 из -за большого объема домашних заданий, отношения педагогов к своему предмету, а это ухудшает настроение, с которым ученик идет в школу. По мнению родителей, школа должна развивать личностные качества ребенка, предлагают превратить учебный предмет в средство развития определенных личностных качеств, что не может выполнять коллективы Кировской ООШ , Б-Балахчинской ООШ, Талкинской НОШ, Чебаковской НОШ.
Каждое образовательное учреждение само создает имидж. Имидж зависит от высокого уровня преподавания предметов, от предоставления большого количества качественных образовательных услуг, участия образовательных учреждений и учащихся в смотрах и конкурсах различного уровня.
Система управления образованием ставит задачи на развитие образовательных учреждений, но пока 80 % ОУ работают в режиме функционирования.
Главная задача образования, которую мы перед собой поставили, -достижение нового качества образования, соответствующего требованиям сегодняшнего дня. Система образования должна удовлетворять потребностям общества, а так же потребностям развивающейся личности ребенка.
Реализация названных целей оптимизации сети учреждений общего образования и требований к их новому состоянию базируется на трех основных моментах:
1).Качество образования обеспечивается не отдельными учреждениями, а
сетью образовательных учреждений.
2).Взаимодействие общеобразовательных учреждений с другими образовательными учреждениями, внутрисетевое и межведомственное взаимодействие.
Краткое описание будущего состояния сети общеобразовательных учреждений.
1. Школы с профилем обучения:
- 1) Ширинская СОШ № 4 - 2006-2007 учебный год.
- 2) Туимская СОШ № 3 - 2007-2008 учебный год.
- 3) Ширинская СОШ № 18 - 208-2009 учебный год.
2. Модель базовой школы - объединения с сетью филиалов и подвозом учащихся:
Данная школа включает в себя общеобразовательные учреждения (начальные и основные) близко расположенных сел:
МОУ Озерная СОШ № 9-базовая школа с филиалами 2007-2008 г.
Кировская ООШ № - 20
Б-Балахчинская ООШ
Чебаковская НОШ
Талкинская НОШ
Ширинская СОШ № 4 - базовая школа с филиалом 2008-2009 г.
Ширинская ООШ № 17
Ширинская СОШ № 18- базовая школа с филиалом 2008-2009 г.
Транспортная ООШ № 15
З. Реорганизация школ:
- Жемчужненская СОШ № 1 получает статус сельской школы.
- С-Озерная СОШ №12 переходит в основную школу в 2008-2009 году.
- Кировская ООШ № 20 переходит в Кировскую начальную школу в 2007-2008 учебный год.
- Транспортная ООШ № 15 переходит в «школу - детский сад» в 2009 году.
- Ширинская ООШ № 17 переходит в начальную школу в 2009 году.
- Трошкинская ООШ переходит в начальную школу ( в 2009 году Трошкинская ООШ № 21 становится начальной школой, а учащиеся основной школы подвозятся в Топановскую СОШ №16.
4. Школы с классами очно - заочной формой обучения по программам вечерне-сменных школ или УКП при школах для жителей сел, желающих получить среднее образование.
- Воротская СОШ № 6;
- Коммунаровская СОШ № 2;
- ТуимскаяСОШ№3;
- Озерная СОШ № 9;
5. Марчелгашская начальная школа- детский сад.
6. «Школа социально- культурный центр села 2007-2008 годы.»
- Спиринская СОШ № 11;
- Воротская СОШ № 6;
- Ефремкинская СОШ № 8;
- Беренжакская ООШ № 19;
- Топановская СОШ № 16.
Основные направления:
- 1. Изменение системы финансирования.
- 2. Реструктуризация школьной сети.
- 3. Компьютеризация школ и подключение компьютеров к Интернету.
- 4. Развитие механизмов государственно-общественного управления в образовании.
- 5. Организация работы по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ. Программа. Смета расходов.
Об утверждении программы оптимизации сети общеобразовательных учреждений Ширинского района на 2007-2010 годы




















