Официальные выступления, заявления
Доклад руководителя управления образованием администрации муниципального образования Ширинский район Л.С. Чистобаевой «Модернизация муниципальной системы образования: от условий к эффективному результату».
Доклад руководителя управления образованием администрации муниципального образования Ширинский район Л.С. Чистобаевой «Модернизация муниципальной системы образования: от условий к эффективному результату».
Уважаемые Галина Александровна, Сергей Николаевич, участники совещания! Разрешите поздравить всех с началом нового учебного года и поблагодарить за то, что все наши учреждения, все воспитатели и педагоги готовы к новому учебному году, очень ждут своих ребятишек и полны энтузиазма. Традиционно мы собрались на августовское педагогическое совещание для подведения итогов работы. И это нужно нам, чтобы не только отметить достигнутые результаты, но и понять, что ещё необходимо предпринять для того, чтобы наша совместная деятельность была более эффективной. Считаю важным сказать, что работе сегодняшнего совещания предшествовало участие делегации нашего района в работе пятого республиканского образовательного форума.. На районном совещании руководителей образовательных учреждений были рассмотрены законодательные изменения в соответствии с новым федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Материалы Форума и совещания направлены во все образовательные учреждения для изучения на педагогических советах Уважаемые участники совещания! Раскрывая тему совещания, отмечаю, что стратегической целью государственной политики в области образования до 2020 года является повышение доступности качественного образования. Решая задачу обеспечения качественного образования для всех категорий граждан независимо от места жительства, социального статуса, состояния здоровья, муниципальная система образования имеет свои результаты. Доступность и качество дошкольного образования является одним из главных приоритетов системы образования. В районе работают 7 детских садов, которые посещают 970 детей.. В целом, дошкольным образованием охвачено 77% от общего числа детей от рождения до 7 лет, что на 6 % больше, чем в прошлом году. Перед нами стоит задача по исполнению Указа Президента Российской Федерации в части полной ликвидации очерёдности дошкольников в возрасте от трёх до семи лет в детские сады к 2016 году. Первоочередной мерой уже в сентябре 2012 года стало введение 68 дополнительных мест за счёт имеющихся резервов во всех детских садах села Шира и детского сада №6 «Жемчужинка» посёлка Колодезный. Муниципальная программа «Развитие дошкольного образования» в действии. При финансовой поддержке Министерства образования и науки Республики Хакасия в объёме 823 тысячи рублей и софинансирования 1 миллиона рублей из муниципального бюджета выполнено обязательство по открытию дополнительной группы на 28 мест в детском саду № 2 «Солнышко». Хочу особо отметить работу в муниципальном образовании по развитию альтернативных форм дошкольного образования. За счёт участия в подпрограмме «Обеспечение доступности дошкольного образования в Республике Хакасия » введены 15мест оздоравливающей группы в детском саду №4 «Берёзка» села Туим и 15 мест в группе кратковременного пребывания выходного дня в детском саду №5 «Теремок» села Шира, 3 места в семейной группе, организованной при детском саду села Коммунар. В 18 общеобразовательных школах функционируют предшкольные группы с охватом 252 детей . В прошлом году 818 детей от рождения до 7 лет, находившиеся на семейном воспитании и прикреплённые к консультативным пунктам при образовательных учреждениях, получали помощь от специалистов дошкольного образования. По - прежнему, более успешно велась эта работа в детском саду «Берёзка» села Туим. На 1 сентября, после принятых мер и открытия дополнительно 60 мест в детских садах №2 «Солнышко» и №5 «Теремок» села Шира, детском саду №6 «Жемчужинка» посёлка Колодезный, в очереди в детские сады останутся 9 детей от 3 до 7 лет. Правильно понимать, что это данные об официально зарегистрированных в очереди детях.Решая задачу доступности дошкольного образования с учётом имеющихся проблем, в районе разработана дорожная карта развития дошкольного образования с перспективой до 2018 года, которая предусматривает комплекс мер для исполнения государственного заказа по предоставлению всем желающим мест в детских садах. Уважаемые участники совещания! Хочу обратить внимание на то, что проблемой остаётся пополнение материально- технической базы детских садов инвентарём в соответствии с новыми санитарными требованиями. В рамках Соглашения на модернизацию регионально-муниципальной системы дошкольного образования в части оснащения дополнительно созданных мест для дошкольников в 2012 году размер республиканской субсидии составил более 400 тысяч рублей. Сделано уже не мало, работа продолжается. Уважаемые работники детских садов общеобразовательных учреждений! У всех на слуху изменения, связанные со стандартизацией дошкольного образования. Решение задачи обеспечения качественного дошкольного образование уже сегодня должно стать объектом осмысления и обсуждения в педагогическом коллективе каждого детского сада. Нужно хорошо изучить опыт коллег Абакана, Черногорска, Саяногорска, котрые приняли участие в апробации модели процедур оценки качества дошкольного образования. . Уважаемые коллеги, Базовое звено образования- общеобразовательная школа. Сегодня не на словах, а на деле меняется в лучшую сторону инфраструктура школ, проявляются реальные заботы по укреплению и сохранению здоровья школьников. С целью обеспечения требований к санитарно- бытовым условиям и охране здоровья обучающихся к началу учебного года проведён текущий ремонт на общую сумму 1 миллион 777 тысяч рублей. Чтобы школа стала для наших детей комфортной и безопасной по инициативе Правительства Республики Хакасии реализуется ряд программ, в которых Ширинский район принимает активное участие. В 2013 году подписано 4 соглашения между Министерством образования и науки РХ и администрацией Ширинский района по проведению ремонтных работ в образовательных учреждениях. Выражаем слова благодарности Правительству Республики Хакасия Виктору Михайловичу Зимину, Министерству образования и науки республики Хакасия Салата Галине Александровне, администрации района Зайцеву Сергею Николаевичу за финансовое обеспечение масштабного капитального ремонта Ширинской СОШ №18. За два года были освоены более 34 миллионов рублей из федерального и республиканского бюджетов при софинансировании из местного бюджета 11 миллионов рублей. Значительно изменился облик Ширинской СОШ №4. Проведена замена оконных блоков, заменено ограждение, будет заасфальтирована территория перед зданием школы. На эти цели затрачено более 4 миллионов рублей из федерального, республиканского и местного бюджета. Согласно Перечню поручений Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия В.М. Зимина проведён капитальный ремонт спортивного зала Село-Сонской школы общей стоимостью более 1миллиона 200 тысяч рублей. Учебно- материальная база этой школы пополнилась за счёт приобретения нового спортивного оборудования на 700 тысяч рублей. Нужно отметить большой объём принятых мер в рамках муниципальных целевых программ «Пожарная безопасность образовательных учреждений » и «Комплексная безопасность образовательных учреждений» по устранению замечаний надзорных органов. Общее финансирование по данным программам составило 2 миллиона рублей. В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья детей проведены обследования строительных конструкций зданий: Борцовской СОШ №5, Целинной СОШ №14, детского сада №5 «Теремок» с. Шира и детского сада №10 «Тополек» с. Борец. После оформления проектно-сметной документации на ремонт вышеперечисленные учреждения войдут в Республиканскую программу по капитальному ремонту образовательных учреждений. Уважаемые участники совещания! Мы считаем, что главным условием обеспечения качественного школьного образования является, в первую очередь, развитие педагогического потенциала образовательных учреждений. В школах района работают 380 педагогов, при этом доля учителей с высшим образованием составляет 82%. Профессиональная деятельность 37 педагогов отмечена отраслевой наградой «Почётный работник общего образования Российской Федерации». В школах работают 4 заслуженных учителя РХ, 12 отличников народного просвещения. За особые достижения в педагогической деятельности 160 работников образования отмечены Почетными грамотами Российской Федерации и Республики Хакасия. При сохранении кадрового ядра остается актуальной задача «омоложения» педагогических кадров. Доля педагогов пенсионного возраста в школах составляет 21%, при этом число молодых специалистов - 5%. Анализ комплектования школ на новый учебный год показывает потребность в 13 учителях, прежде всего в учителях начальных классов, математики, иностранного языка. За последние два года в образовательные учреждения района трудоустроились 32 молодых специалиста. Молодые педагоги, прибывшие в район, все трудоустроены по специальностям. Ежегодно управление образования и Ширинский райком профсоюза работников образования проводит круглые столы, семинары для молодых специалистов с целью содействия быстрой адаптации молодых педагогов к новым условиям, повышения их профессионального уровня.. В 2012 году приобретены на первичном рынке 1 двухквартирный дом в селе Шира и 1 двухквартирный дом в посёлке Колодезном для молодых специалистов стоимостью 4 млн.790 тыс.рублей. Действенные меры Правительства Республики Хакасия по повышению уровня заработной платы молодых учителей до уровня заработной платы учителя с высшей квалификационной категорией, решение вопроса жилья для молодого специалиста делают возможным закрепить молодые кадры к профессии и снизить кадровый дефицит. Уважаемые участники совещания! Мы с удовлетворением отмечаем, что и материально- техническая база наших школ района меняется в лучшую сторону. Только в прошедшем учебном году учебно-лабораторное оборудование для введения новых стандартов в начальной школе получили все образовательные учреждения. Было большое поступление ноутбуков, стационарных компьютеров, комплектов интерактивного оборудования, включающего интерактивную доску, проектор, компьютер. Учебные мастерские Целинной специальной коррекционной школы пополнились современным учебно- производственным оборудованием. Особо отмечаю, что всё оборудование, которое имеется в учреждениях и полученное в рамках модернизации образования, нужно эффективно использовать и направить на повышение качества образования. Актуальной на начало учебного года является задача обеспечения школьников учебниками. Третий год школьные библиотеки пополняются учебниками. Это позволило обеспечить бесплатными учебниками всех учеников начальной школы. Заканчивается поставка учебников для учеников 5,6 классов. Кроме этого, используя ресурс средств, выделяемых образовательным учреждениям на учебные расходы, имеющуюся практику работы обменных пунктов как внутри школы, так и между образовательными учреждениями, нужно обеспечить всех школьников бесплатным комплектом учебников. Уважаемые коллеги, приглашённые ! На начало учебного года сеть образовательных учреждений района включает 23 общеобразовательные школы, из них 19 - в статусе самостоятельного юридического лица и 4 - в статусе филиала. Для всех обучающихся общеобразовательных школ обучение проводится в очной форме. Все прекрасно понимают, что в условиях малокомплектной начальной сельской школы, обеспечить образовательные запросы родителей и детей проблематично. Поэтому создание базовых сельских школ и обеспечение их современным школьным автобусом является крайне важным. В 2012 году, в рамках реализации проекта модернизации, мы получили школьные автобусы в Спиринскую СОШ № 11 и СелоСонскую СОШ №10, а также специально оборудованную Газель в Борцовскую СОШ №5для организации подвоза школьников к месту обучения. На начало нового учебного года школьный автобус получил коллектив Топановской СОШ №16 имени Кокова Николая Николаевича. С целью обеспечения качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья в 11 общеобразовательных школах для 31 ребёнка были организованы коррекционные классы 8 вида.. Однако функционирование этих классов не снимает потребности в специальной психологической и медико- социальной помощи в связи с тем, что на различных возрастных этапах большинство детей сталкивается с трудностями в речевом и интеллектуальном развитии, обучении, социальной адаптации. Но в связи с сокращением штатного расписания малокомплектных школ и недостаточностью узких специалистов в общеобразовательных учреждениях обеспечение психологического, логопедического сопровождения всех детей становится проблематичным. Для 23 детей с проблемами в здоровье и индивидуальными потребностями в обучении было предусмотрено также индивидуальное обучение на дому. Четвёртый год обучаются на дому 3 ребенка-инвалида с сохранным интеллектом с использованием технологий дистанционного обучения в Центре дистанционного обучения детей-инвалидов г. Абакана. Из них 1 ребенок обучается дистанционно только на дополнительном образовании ется дистанционно на дополнительном оду, 327 в 11111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111. Гарантированное право на получение доступного образования и допрофессиональную подготовку 72 детям с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает Целинная специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида. Уважаемые коллеги! Анализируя качество предоставления образовательных услуг, к сожалению, отмечаем уменьшение доли обучающихся, охваченных профильным обучением. Программы этого уровня реализовывались только в Ширинской средней школе №18 с охватом 62 учащихся или всего 23 % от общего количества учащихся 10-11 классов в районе. Основная причина, сдерживающая развитие профильного обучения в старшей школе, объясняется уменьшением численности обучающихся на старшей ступени обучения и возникающей проблемой комплектования 10 классов сельских средних общеобразовательных школ. Управлением образования совместно с администрацией Ширинских средних школ№4 и №18 проводилась целенаправленная профориентационная работа со старшеклассниками всех школ района с целью разъяснения возможности получения качественного образования в базовых школах. В текущем учебном году организуем обучение по программам профильного уровня по индивидуальным учебным планам на базе Ширинских школ №4 и №18. В прошедшем учебном году на базе Туимской средней школы №3 было организовано дистанционное обучение с использованием образовательного ресурса «Телешкола». Была выстроена модель дистанционного обучения для 23 старшеклассников, создав этим условия для предоставления качественных образовательных услуг по освоению программ дополнительной подготовки к ГИА и ЕГЭ. По количеству пройденных уроков за год наш район в разрезе муниципальных образований Республики Хакасия на 8 месте. И на новый учебный год уже сформирована компьютерная база для организации дистанционного обучения в Ширинской средней школе №18 и Туимской средней школе №3 с увеличением количества обучающихся до 56 человек. Большой проблемой остаётся скорость доступа в сеть Интернет. Несмотря на то, что все школы имеют выход в Интернет, высокоскоростной и среднескоростной доступ в сеть есть в 39% образовательных учреждений. Уважаемые коллеги! С 1 сентября по новым образовательным стандартам будут обучаться 32 % от общей численности школьников района. При этом на ФГОС начального общего образования перейдут все ученики 1-3 классов, на ФГОС основного общего образования в пилотном режиме два пятых класса Ширинской средней школы №18. Проведена большая подготовительная работа среди педагогов по изучению теоретических основ стандартов. В районе проходили методические семинары для всех категорий специалистов начальной школы, работал муниципальный координационный совет по реализации ФГОС, создана творческая группа по психологическому сопровождению реализации стандарта, организации внеурочной деятельности младших школьников. Муниципальная команда методистов и педагогов прошла подготовку на базе Хакасского института развития образования и повышения квалификации по организации тьютерского сопровождения ФГОС основного общего образования. Нужно отметить, что 89 % учителей начальных классов и 91 % руководителей школ прошли курсы повышения квалификации по вопросам введения федеральных государственных стандартов. До ноября 2013 года мы должны достигнуть показателя 100% охвата учителей начальных классов и руководителей школ. 36% учителей основной школы прошли курсовую подготовку по реализации новых стандартов. В 2013 году в район перечислена республиканская субсидия в размере 262 тысяч рублей, из которых 160 тысяч уже освоены. Следующий поток обучающихся пройдёт до ноября 2013 года. Коллеги! Вкладываются значительные средства в создание качественных условий для школ района, приобретение современного оборудования, подготовку учителей, в повышение зарплаты педагогов. Как же при этом изменяются результаты? Мы каждый раз говорим о том, что доля выпускников, сдавших ЕГЭ от общей численности сдававших и доля выпускников, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании - это два самых важных показателя нашей работы. Бесспорно, есть положительная динамика в результатах единого государственного экзамена по сравнению с 2012 годом: - средний тестовый балл увеличился по всем предметам, выше республиканского значения он по географии, биологии, литературе, информатике; - увеличение числа выпускников, получивших результат от 80 до 100 баллов. Слова благодарности за подготовку этих ребят всем 24 учителям; - наряду с городскими школами республики высокое качество обучения показали Ширинские СОШ №4 и №18, Борцовская СОШ №5 и Топановская СОШ №16.
Однако есть и тревожащие тенденции: - снижение уровня освоения образовательного стандарта по обязательным предметам на 8%; - увеличение доли выпускников не получивших аттестат о среднем (полном ) образовании. Самые низкие результаты качества обучения получены по Целинной СОШ №4. Из 14 выпускников , не сдавших единый государственный экзамен по обязательному предмету-математике, 8 ребят из Целинной средней школы №14. Следующий факт, который требует осмысления- это увеличение числа образовательных учреждений, выпускники которых не сдали единый государственный экзамен по обязательному предмету . При этом Жемчужненская СОШ №1, Джиримская СОШ №7, Ефремкинская СОШ №8 в числе этих школ уже два года подряд.
Уважаемые педагоги! Рассматривая показатель равенства доступа обучающихся к качественному образованию по школам района, прослеживается большая величина разброса результатов единого государственного экзамена по обязательным предметам. Так разница между худшим и наилучшим результатом по русскому языку составляет 57 баллов. Лидером является Ширинская средняя школа № 4. На слайде хорошо видно, что самые низкие результаты в Озёрной средней школе №9, Джиримской средней школе №7. Разница между худшим и наилучшим результатом по математике составляет 82 балла. Лидируют Ширинские средние школы №4 и №18, Топановская средняя школа №16. Самые низкие результаты показали выпускники Целинной средней школы №14. Учитывая формат нашей встречи, считаю, что данная тема станет предметом серьёзного обсуждения на методических объединениях различного уровня, педсоветах и будет ориентиром организации управленческих действий и методической работы. Коллеги! Ещё один момент, на который я обращаю ваше внимание, это качество работы с одарёнными детьми. Сегодня уже была информация об успехах наших ребят в республиканском этапе Всероссийской олимпиады школьников, республиканской научно- практической конференции Примеры высоких результатов можно приводить и в других направлениях: в техническом, художественном творчестве, спорте. 942 школьника приняли участие в конкурсах различных уровней. Считаю важным отметить увеличение количества участников и победителей международных конкурсов. Большой вклад в эти достижения внесли учреждения дополнительного образования детей Дом пионеров и школьников, Станция юных техников Выпускники школ района этого года стали студентами Томского государственного университета, Сибирского федерального университета, Сибирского государственного аэрокосмического университета, Новосибирского государственного университета, Красноярского медицинского университета. Одарённые и социально активные дети этим летом приняли участие в республиканской профильной смене «Золотой запас республики» в загородном лагере Алтайского района «Беркут». Всё вышесказанное подтверждает, что талантливые дети у нас в районе есть. При этом отмечаем скромные результаты участия наших ребят во Всероссийской олимпиаде школьников. За последние три года мы не имеем победителей регионального этапа, только призёров. Делаем вывод, что подготовка школьников к выполнению олимпиадных заданий недостаточна. Наши школы не проявляют активности в конкурсном движении на предоставление грантов в поддержку одарённых детей и учителей, работающих с одарёнными детьми. Делаем вывод, что в образовательных учреждениях роль школы в работе с одарёнными детьми должна меняться. А значит должен быть интересен нашим руководителям учреждений, педагогам опыт результативной работы коллег в республике, с которым можно познакомиться в Хакасском институте развития образования и переподготовки кадров на семинарах по организации работы с одарёнными детьми. На муниципальном уровне есть опыт и предложения образовательных учреждений по развитию взаимодействия с учреждениями высшего профессионального образования в направлении работы с талантливыми детьми. В Ширинских школах №4 и №18 организованы научные общества, есть успехи в исследовательской, научно- практической деятельности ребят. Нужно озадачиться открытием на базе одной из этих школ муниципального центра по работе с одарёнными с детьми. Коллеги! Объём выполняемой работы велик. С полным анализом деятельности муниципальной системы образования за прошедший учебный год Вы можете ознакомиться на официальном сайте муниципального образования Ширинский район. Чтобы в новом учебном году закрепить успехи и устранить причины неудач, перед нами стоят задачи, решение которых продвинет к улучшению результатов образования. Желаю вам реализовать все планы и стремления, добиться высоких результатов в профессиональной деятельности. Пусть у каждого ребенка будет хорошая школа, где ему будет радостно, у каждого педагога - интересная и востребованная работа. Пусть у вас будет желание и силы искренне улыбаться друг другу не только 1 сентября, но каждый день нового учебного года.
Вложения: vistuplenie_na_avgustovskom_soveshchanii_.doc (90k) |




















