Муниципальная программа «Поддержка малого бизнеса и предпринимательства муниципального образования Ширинский район на 2009-2011 гг.»
ПАСПОРТ
муниципальной программы «Поддержка малого бизнеса и предпринимательства муниципального образования Ширинский район на 2009-2011 гг.»
Наименование Программы
|
Муниципальная программа «Поддержка малого бизнеса и предпринимательства муниципального образования Ширинский район на 2009-20011 гг.» |
|
Основание для разработки программы
|
Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ Закон Республики Хакасия от 03.12.2008 № 76-ЗРХ «О республиканской целевой программе «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Хакасия на 2009-2011 годы» |
Муниципальный заказчик программы |
Администрация муниципального образования Ширинский район |
|
Разработчик проекта программы |
Отдел экономики и прогнозирования администрации муниципального образования Ширинский район, управление муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ширинский район |
|
Основная цель программы |
Создание равных и благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства |
|
Задачи Программы |
Повышение роли малого и среднего бизнеса в улучшении условий жизни населения. Обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение предпринимательских кругов к решению вопросов социально-экономического развития муниципального образования Ширинский район. Организационное обеспечение и развитие объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Увеличение числа субъектов малого и среднего бизнеса. Увеличение налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса в бюджеты всех уровней. Повышение инвестиционной активности малого и среднего предпринимательства |
|
Период реализации Программы |
2009-2011годы |
|
Исполнители Программы |
- Отдел экономики и прогнозирования администрации муниципального образования Ширинский район - Управление муниципальным имуществом администрации муниципального образования Ширинский район. - Банковские учреждения - Прочие соисполнители (ГУ РХ «ЦЗН Ширинского района») |
|
Объемы и источники |
Всего 155662 тыс. руб., в том числе 2009 г. 43190 тыс. руб., 2010 г. - 51236 тыс. руб., 2011 г. - 61236 тыс. руб. средства республиканского бюджета - на условиях софинансирования мероприятий муниципальных программ; средства муниципального бюджета -466 тыс. руб., в том числе 2009 г. - 126 тыс. руб., 2010 г. - 170 тыс. руб. 2011 г. - 170 тыс. руб.; средства коммерческих банков - 155000 тыс. руб. в том числе 2009 г. - 43000 тыс. руб., 2010 г. - 51000 тыс. руб., 2011 г. - 61000 тыс. руб. средства прочих исполнителей - 196 тыс. руб., в том числе 2009 г.- 64 тыс. руб., 2010 г. - 66 тыс. руб., 2011 г. - 66 тыс. руб. |
|
Ожидаемые конечные |
1.Темп роста числа малых и средних предприятий в муниципальном образовании Ширинский район не менее 111,0 %; 2.Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения увеличится на 31 %; 3. Темп роста оборота малых и средних предприятий 135 %; 4.Темп роста среднесписочной численности работающих на малых и средних предприятиях - не менее 105 %; 5. Темп роста объема инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий - не менее 110 %. 6. Темп роста среднемесячной заработной платы на малых и средних предприятиях - не менее чем в 118% |
|
Система организации контроля за исполнением программы |
Координацию деятельности исполнителей и соисполнителей Программы осуществляет отдел экономики и прогнозирования администрации муниципального образования Ширинский район Контроль за реализацией Программы осуществляют: Совет депутатов муниципального образования Ширинский район, Администрация муниципального образования Ширинский район, в соответствии с их полномочиями, установленными муниципальными нормативно-правовыми актами |
1.Характеристика состояния и проблемы развития субъектов малого и
среднего предпринимательства в муниципальном образовании Ширинский район.
Особое место в экономической и социальной сфере муниципального образования Ширинский район занимает малый и средний бизнес, который способствует созданию новых рабочих мест, насыщению потребительского рынка товарами и услугами, формированию конкурентной среды, обеспечивает экономическую самостоятельность населения района, стабильность налоговых поступлений. Развитие предпринимательства является одной из приоритетных задач социально-экономического развития муниципального образования Ширинский район.
В течение последних лет малое и среднее предпринимательство в районе стабильно развивается: сложилась отраслевая структура, сформировалась производственная сфера. Созданы новые для района виды производств и услуг.
Динамика показателей развития малых и средних предприятий муниципального образования Ширинский район за 2006-2008 годы отражена в таблице 1.
Таблица 1
|
Показатели |
2006 год (факт) |
2007 год (факт) |
2008 год (факт) |
Темп роста 2008г. к 2006г. |
2009 год (оценка) |
|
Количество малых предприятий, единиц |
47 |
40 |
41 |
87,2% |
48 |
|
Количество занятых на малых предприятиях, человек |
640 |
775 |
801 |
125,1% |
921 |
|
Средняя зарплата на малых предприятиях, руб. |
4567,0 |
5500,9 |
6050,1 |
132,5% |
6325 |
|
Оборот, млн.руб. |
193,1 |
269,9 |
350,9 |
181,7% |
430,1 |
|
Инвестиции в основной капитал |
|
|
|
|
|
|
-объем, млн.руб. |
1,6 |
3,9 |
6,1 |
в 3,8 раза |
7,0 |
|
-доля в общем объеме инвестиций, направленных в экономику района |
2% |
6% |
8% |
в 4 раза
|
8,8% |
Как видно из приведенных в таблице данных, основные показатели имеют устойчивую положительную динамику. Так, за период 2006-2008 годы количество малых предприятий хоть и сократилось на 12,8%, прирост численности работающих составил 25,1%, заработная плата увеличилась на 32,5 %.
За 3 отчетных года оборот малых предприятий вырос более чем в 1,8 раза и составил в 2008 году 350,9 млн. руб. Тенденции роста по данным показателям сохраняются и в 2009г.
Объем инвестиционных вложений в основной капитал в 2006-2008 годах увеличился с 1,6 млн. руб. до 6,1 млн. руб.
С увеличением объёмов производства растет и доля налоговых поступлений от малого бизнеса в бюджет района. Одним из источников дохода бюджета от малого бизнеса является единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). В 2008 году налоги от малого бизнеса составляли порядка 5,4 % (ЕНВД, по упрощенной системе налогообложения) от всех налоговых поступлений в бюджет района.
Доля арендной платы, поступающей в бюджет района от субъектов малого предпринимательства, в общей сумме указанных платежей составляет: за землю - 10 %, за муниципальное имущество - 38,9%.
Одним из источников дохода бюджета от малого бизнеса является единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
Поддерживая политику Президента Российской Федерации в отношении малого и среднего бизнеса, Администрация муниципального образования Ширинский район ставит задачу: создание благоприятных условий для развития бизнеса, в том числе создание благоприятного налогового климата для субъектов предпринимательства.
В целях увеличения налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет района в 2009 году будет проведен мониторинг эффективности применения специального налогового режима, среди плательщиков единого налога на вмененный доход.
Применение программно-целевого метода и системного подхода к вопросам развития малого и среднего предпринимательства с учетом оценки реального состояния предпринимательства, его потребностей, возможностей местного бюджета, проблем и перспектив развития района, достаточно эффективно.
Для эффективного развития субъектов малого и среднего бизнеса необходимо провести кадровое, информационное, методическое обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства.
Важнейшим элементом развития предпринимательства является оказание информационной поддержки субъектам МСП, которая будет осуществляться Администрацией муниципального образования Ширинский район в виде предоставления экономической, правовой, статистической и другой информации, необходимой для развития субъектов МСП.
Кредитование субъектов МСП осуществляется тремя банковскими организациями, расположенными на территории района.
Суммы выданных кредитов
млн. руб.
|
Наименование банка |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
|
Филиал Абаканского ОСБ № 8602/0102 |
24,0 |
19,1 |
22,0 |
|
ООО «Хакасский муниципальный банк» |
8,6 |
11,5 |
9,1 |
|
ОАО «Россельхозбанк» |
- |
3,0 |
14,7 |
|
ИТОГО: |
32,6 |
33,6 |
45,8 |
На муниципальном уровне финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства будет осуществляться в рамках реализации настоящей программы. Ежегодно из муниципального бюджета планируется выделение средств на субсидирование субъектов МСП по нескольким видам поддержки.
Опрос предпринимателей, проведенный при участии Совета предпринимателей, показывает, что спрос на финансовые ресурсы в малом бизнесе не удовлетворен. Наравне с небольшими по объему и короткими по срокам займами требуются крупные долгосрочные вложения в данном секторе экономики. Развитие кредитования и микрофинансирования, появление разнообразных кредитных продуктов, упрощение доступа к финансовым ресурсам будут способствовать решению данной проблемы.
Географическое расположение и природно-климатический потенциал Ширинского района, многообразие памятников древней культуры, обилие озер, способствуют развитию въездного и внутреннего туризма. Постановлением главы муниципального образования Ширинский район от 12.12.2007 № 1853 утверждена целевая программа «Развитие туризма в Ширинском районе на 2008-2010 годы», реализация которой направлена на:.
- развитие въездного и внутреннего туризма;
- реализацию инвестиционных проектов по созданию новых объектов туристской индустрии;
- развитие туристской инфраструктуры и формирование новых маршрутов.
Реализация мероприятий по развитию туризма будет способствовать развитию предпринимательства в районе.
С 1 января 2008 года вступил в действие Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Изменился порядок отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства. Определен круг средних (с численностью от 101 до 250 человек) и малых предприятий (с численностью до 100 человек включительно), при этом из малых предприятий выделены микропредприятия (с численностью до 15 человек включительно).
По данным Хакасстата, в Ширинском районе осуществляют деятельность 41 малое предприятие, 557 индивидуальных предпринимателей, 23 крестьянских фермерских хозяйства.
Удельный вес среднесписочной численности работающих на малых предприятиях, в численности работающих по полному кругу организаций составляет 9,96%.
Развитие малого и среднего бизнеса и переход его на качественно новый уровень требуют существенного расширения возможностей для субъектов малого и среднего предпринимательства в вопросах обеспечения финансовыми ресурсами и нежилыми помещениями, необходимыми для осуществления хозяйственной деятельности.
В 2008 году сформирован и утвержден перечень муниципального недвижимого имущества, которое может быть передано во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего бизнеса (далее - Перечень). Муниципальное имущество, включенное в Перечень, будет передаваться или предоставляться в аренду субъектам малого и среднего бизнеса. Для решения вопросов по предоставлению муниципального имущества субъектам малого и среднего бизнеса будет сформирована рабочая группа.
Большое значение имеет обеспечение свободного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к информации о свободных зданиях и помещениях муниципальной собственности, предлагаемых к сдаче в аренду субъектам малого и среднего бизнеса, об объектах, не завершенных строительством, предлагаемых на продажу, с размещением информации на сайте администрации муниципального образования Ширинский район и в средствах массовой информации. Основной целью этих мероприятий является оказание имущественной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.
Мероприятия, нацеленные на решение обозначенных в данном разделе проблем, а также объемы и источники их финансирования определены в приложении 1 к данной Программе.
2. Основные цель и задачи Программы
Основной целью разработки программы является создание равных и благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Программный метод необходим для решения следующих задач:
-повышение роли малого бизнеса в улучшении условий жизни населения;
-обеспечение взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение предпринимательских кругов к решению вопросов социально-экономического развития муниципального образования Ширинский район;
-организационное обеспечение и развитие объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
-увеличение числа субъектов малого и среднего бизнеса;
-увеличение налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса в бюджеты всех уровней;
-повышение инвестиционной активности малого и среднего предпринимательства.
3.Сроки и этапы реализации Программы
Настоящая программа разработана на среднесрочный период - 2008-2011 годы. Мероприятия будут выполняться в соответствии с указанными в приложении 2 сроками. С учетом изменений федерального и республиканского, законодательства, нормативно правовых актов местного самоуправления мероприятия программы могут быть скорректированы в установленном порядке.
4.Основные разделы мероприятий Программы.
Программа содержит 31 мероприятий, сформированных по 5-и разделам, которые необходимо решить на муниципальном уровне:
1) расширение доступа субъектов малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам, развитие микрофинансирования - 10 мероприятий;
2) поддержка субъектов малого и среднего бизнеса в сфере инноваций, внешнеэкономической деятельности, развития межрегионального сотрудничества - 3 мероприятия;
3) содействие развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; консультационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства - 3 мероприятий;
4) образовательное и информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства; пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности - 7 мероприятий;
5) методическое, аналитическое, организационное обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, органов местного самоуправления по реализации полномочий по развитию малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - 8 мероприятий.
Реализация программных мероприятий, осуществляется из средств районного бюджета, республиканского - на условиях софинансирования и средств банков.
5.Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы составляют средства из бюджетных и внебюджетных источников.
Бюджетные источники:
1) республиканский бюджет - средства, выделяемые на условиях софинансирования мероприятий муниципальных программ;
2) районный бюджет - средства, предусмотренные на финансирование мероприятий муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в районном бюджете, утвержденном Решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район.
Внебюджетные источники:
1) средства коммерческих банков - кредитные ресурсы, заявленные банками для кредитования субъектов малого и среднего;
Финансирование мероприятий Программы
Таблица 2
(тыс. рублей)
|
№ п/п |
Источники финансирования |
Всего |
В том числе по годам |
||
|
2009 |
2010 |
2011 |
|||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1. |
Средства республиканского бюджета |
На условиях софинансирования мероприятий |
|||
|
2. |
Средства муниципального бюджета |
1300 |
200 |
500 |
600 |
|
3. |
Средства коммерческих банков |
1550000 |
43000 |
51000 |
61000 |
|
4. |
Средства прочие соисполнителей (ГУ РХ ЦЗН) |
196 |
64 |
66 |
66 |
|
|
Итого |
156496 |
43264 |
51566 |
61666 |
6.Порядок направления и основные условия использования средств.
Приоритеты в оказании поддержки субъектам малого
и среднего предпринимательства.
Порядок направления и основные условия использования средств местного бюджета на финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются муниципальными нормативными правовыми актами муниципального образования Ширинский район.
По мероприятию «Создание Центра содействия малому и среднему предпринимательству, работающему по принципу «одно окно» средства направляются на оснащение Центра компьютерной, организационной техникой, видеоаппаратурой, мебелью, каналами связи, методическими пособиями для СМСП и необходимой литературой для специалистов Центра, информационными стендами и другими средствами, необходимыми для работы Центра.
Приоритеты в оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Ширинский район в 2008-2011 годах будут соответствовать приоритетам, определенным Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ, а также включать дополнительные, исходя из актуальности решения проблем предпринимательства. Таким образом, в приоритетном порядке муниципальную поддержку смогут получить субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в следующих сферах:
1. промышленное производство и инновационная деятельность;
2. коммунальное хозяйство и обслуживание жилищного фонда;
3. здравоохранение, платные социальные услуги;
4. защита окружающей среды;
5. въездной, внутренний туризм и гостиничный комплекс;
6. строительство.
Перечень документов, подтверждающих возможность отнесения субъекта МСП к приоритетной сфере деятельности при оказании поддержки, определяется нормативными правовыми актами Администрации муниципального образования Ширинский район, утверждающими порядок и условия предоставления такой поддержки.
7. Организация управления Программой, контроль за ходом её реализации, состав и сроки предоставления отчетности
об исполнении Программы
Координацию деятельности исполнителей по реализации Программы осуществляет отдел экономики и прогнозирования администрации муниципального образования Ширинский район, который:
- ежеквартально организует сбор от исполнителей и соисполнителей Программы отчетных материалов, которые должны содержать общий объем фактически произведенных расходов всего и, в том числе, по источникам финансирования, отчетную информацию об исполнении каждого мероприятия;
- осуществляет обобщение отчетных материалов и подготовку информации о ходе реализации мероприятий Программы;
- доводит до сведения всех заинтересованных лиц указанную информацию посредством размещения в СМИ;
- готовит аналитические материалы о состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства и размещает их на сайте администрации муниципального образования Ширинский район;
- ежегодно представляет в Совет депутатов муниципального образования Ширинский район отчет о ходе выполнения программных мероприятий, осуществляет оценку результативности Программы.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют администрация муниципального образования Ширинский район, Совет депутатов муниципального образования Ширинский район в соответствии с их полномочиями, установленными муниципальными нормативно-правовыми актами.




















