Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития муниципального образования Ширинский район на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития муниципального образования Ширинский район на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов
Промышленность
Промышленность на территории района представлена двумя отраслями: добывающей – добыча полезных ископаемых и обрабатывающей – производство продуктов мукомольно-крупянной промышленности, металлургического производства. Добывающую отрасль представляет ОАО «Коммунаровский рудник» одно из немногих предприятий района, нацеленное на развитие. Доля отрасли в экономике района – 44%, На предприятии разрабатываются мероприятия способствующие улучшению экологической обстановки близлежащих территорий. Положение на ОАО «Коммунаровский рудник» в 2015 году стабильное. По информации предоставленной администрацией ОАО «Коммунаровский рудник» в 2015 году рост добычи металлических руд составил к уровню 2014 года 137%. Из наблюдаемой номенклатуры в 2014 году по сравнению с 2013 годом в натуральном выражении увеличилась добыча золота на 147,3%, добыча серебра увеличилась на 9,5 %. В настоящее время предприятием приобретается техника для увеличения добычи объемов руды. Инвестиции могут составить около 500,0 млн. рублей. ОАО «Коммунаровский рудник» является не только основным налогоплательщиком и работодателем в районе, но и принимает активное участие в благоустройстве села, ремонте социальных объектов, оказании благотворительной помощи. Рост добычи объемов руды впланируется к 2018 году, за счет модернизации производства, увеличения добычи и переработки руды. Производство теплоэнергии по крупным и средним организациям в 2014 году составило 210,2 млн.руб., снизилось по сравнению с 2013 годом на 20,0%. Сокращение связано с погодными условиями зимой 2013-2014 года. По оценке 2015 года объем продукции по отрасли «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» составит 197,5 млн. рублей. Рост производства теплоэнергии по крупным и средним организациям в 2015 году планируется за счет введенного в эксплуатацию многоквартирного дома..
Сельское хозяйство
Структура сельского хозяйства района представлена двумя отраслями: растениеводством и животноводством. На территории Ширинского района функционирует 44 сельскохозяйственных организаций и КФХ, специализирующихся на производстве зерновых, технических культур и производстве продукции животноводства (4 крупных с\х предприятий, 2 малых, 36 крестьянско-фермерских хозяйства занимаются производством продукции животноводства и растениеводства и 2 предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции). Численность крупного рогатого скота (КРС) увеличилась на 1360 голов (9,4 %), в т.ч. коров на 361 голову (6,0 %), овец на 1653 головы (7,2 %), овцематок на 904 головы (6,2 %), маралов на 100 голов (28,2 %), лошадей на 93 головы (6,0 %), конематок на 101 голову (14,8 %). В 2014 году произошел рост производства молока, который составил 8,8%. С\х предприятиями района произведено 11230 тн. молока. Надой на 1 фуражную корову за 2014 год по району составил 4701 кг., или на 281 кг. выше чем в предыдущем 2013 году. В целом по району сельскохозяйственные предприятия в 2014 году достигли положительного результата. Господдержка сельхозпредприятий района за 2014 год составила около 200000 тыс. руб. или 115% к уровню 2013 года. В районе была увеличена площадь сева зерновых культур во всех сельхозпредприятиях и в КФХ района (32 400 га или 109,1% к уровню 2013 года). Площадь посева кормовых культур также была увеличена во всех сельхозпредприятиях и в КФХ района (24 263 га или 109,5% к уровню 2013 года). Благодаря финансовой помощи, выделенной из республиканского и районного бюджетов, КФХ посеяли в 2014 году еще 180 га многолетних трав. Общая площадь обновленных многолетних трав (не старше 5лет) составила 9474 га, или 60% от площади всех имеющихся многолетних трав. Валовой сбор зерна в 2014 году составил 590 037 цн. или 105 % к уровню 2013 года, из них пшеницы 365 513цн. (129% к 2013г). Средняя урожайность зерновых культур составила 18,2 цн\га (в 2013г – 20,5цн\га), в т.ч. урожайность пшеницы составила 18,0 цн\га (в 2013г.-18,0 цн\га). Кормов, несмотря на малоблагоприятные погодные условия, в целом по району заготовлено достаточно для проведения зимовки скота. Сена заготовлено 27 414 тн. (в 2013г – 23 475тн), силоса 3 945 тн (в 2013г – 5 888 тн), сенажа 39 970 тн (в 2013г – 59 878 тн). Кроме этого имеются переходящие остатки кормов (сено - 4173тн, сенаж -2673тн, силос - 908тн) В итоге, при росте общего поголовья скота, с\х предприятия запасли к зимовке (при норме не менее 25 цн. корм. ед. на 1 условн. голову) в среднем по району 28 цн. корм. ед. на 1 условн. голову (в 2013г – 31,9 цн. корм. ед. на 1 условн. голову). Важнейший задел на будущее в селе это наличие в хозяйствах паров и семян. Паров в районе поднято 16 325 га, при плане 15 600 га. Летом 2014 года было поднято и подготовлено к посеву 2121 га залежей. Семян зерновых культур под посев 2015 года в хозяйствах района засыпано 12 429 тн, при плане 5 880 тн или 211%. Не менее 4500 тн. семян весной 2015 года планируется продать в соседние районы Хакасии. В сельхозпредприятиях района за последние годы значительно улучшилось техническое состояние сельскохозяйственной техники. В течение восьми последних лет в районе приобретено различной с\х техники на сумму более 794 760 тыс. руб., в т.ч. в 2014 году на сумму более 101 307 тыс. руб. Хозяйства и КФХ приобрели за эти годы 42 новейших зерноуборочных комбайна (типа «Акрос», «КЗС», «Вектор», «Дон»), 14 самоходных кормоуборочных комбайнов, 17 тракторов К-744, 6 шт. мощнейших трактора «Версатайл», 82 трактора модификаций МТЗ, 43 пресс-подборщика, 16 посевных комплексов («Томь», «Кузбасс», «Енисей»), достаточное количество культиваторов, дискаторов, и с\х машин для заготовки сена. Построено 5 новых зерносушильных комплексов и 7 зерноскладов емкостью более чем на 27 тыс. тн. зерна. По прогнозу объемы производства сельхозпродукции планируются к ежегодному увеличению.
Транспорт, дорожное строительство
Транспортная инфраструктура Ширинского района представлена сетью территориальных автомобильных дорог и участком Абаканской железной дороги. Главное предназначение транспортной отрасли – это грузовые и пассажирские перевозки. Протяженность существующей сети автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 01.01.2015 г. составляет 653,98 км. Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования составляет 85,4 %. Опорная сеть дорог, связывающая районный центр с административными центрами поселений, в основном находится в удовлетворительном состоянии, однако отдельные участки требуют безотлагательного ремонта. Строительством, ремонтом и содержанием автомобильных дорог и сооружений в Ширинском районе занимается государственное унитарное предприятие «Ширинское ДРСУ». В 2014 году проводились работы по содержанию и ремонту сети автомобильных дорог в Ширинском районе. На балансе государственного унитарного предприятия «Ширинское ДРСУ» числится 429,5 километров автомобильных дорог общего пользования. В 2014 году на содержание автомобильных дорог израсходовано 36800 тыс. руб., на ремонт дорог 14900 тыс. руб. Произведен ремонт автодороги в с. Мирный путем укладки асфальтобетонного покрытия 0,32 км., произведен ремонт гравийной дороги аал Усть-Фыркал ул. Речная. В поселениях муниципального образования Ширинский район созданы муниципальные дорожные фонды сформированные за счет поступлений от акцизов на нефтепродукты, в размере 7100 тыс. руб.. В 2015 году расходы поселений на содержание и ремонт дорог запланированы за счет муниципальных дорожных фондов поселений Ширинского района. Планируется реконструкция и ремонт автомобильных дорог в микрорайонах с.Шира пострадавших от пожара 12.04.2015 года.
Малое предпринимательство
Развитие предпринимательской деятельности является одной из основных приоритетных задач социально- экономической политики администрации муниципального образования Ширинский район. Малый и средний бизнес позволяют обеспечивать рабочие места, насыщать рынок новыми товарами и услугами, создавать конкурентную среду. Численность субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на территории муниципального образования Ширинский район на 01.01.2015 год составила 669 субъектов, в том числе: средних – 9; малых – 23; микропредприятий – 118, индивидуальных предпринимателей – 519. Малый и средний бизнес затронул все отрасли экономики. Основные сферы деятельности: сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, производство пищевых продуктов, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Наибольшую долю в объеме отгруженных товаров собственного производства, составляет добыча полезных ископаемых (45,0 %), производство продукции сельского хозяйства (25,1%). Положительная тенденция прослеживается, в увеличении доли сельского хозяйства, предприятий оказывающих услуги по операциям с недвижимым имуществом, аренде и прочим услугам в общем объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг. Малый и средний бизнес характеризуется небольшой численностью работников, занятых на одном предприятии. По состоянию на 01.01.2014 года численность работников составила 1142 человека, а на 01.01.2015 год численность занятых на малом и среднем производстве снизилась до 1108 человек. Характерной чертой малого бизнеса является активное привлечение работников на условиях совместительства, договоров гражданско-правового характера. Средняя зарплата увеличилась с 13723,9 рублей до 14410,1 рублей 2014 к 2013 году или на 5%. Оборот на малых и средних предприятиях в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличился на 107%. Кроме налогов, в бюджет муниципального образования Ширинский район дополнительно поступают денежные средства в виде арендной платы за арендуемое субъектами малого и среднего предпринимательства имущества и земельные участки.
Инвестиции
Общий объем инвестиций в основной капитал в 2014 году составил 363965,0 тыс. руб., что на 36,6% ниже уровня 2013 года. Ширинский район – это район с развитым агропромышленным комплексом, в котором активно ведется работа по модернизации производства. В 2014 году завершилось строительство доильного цеха в с. Борец ООО «Целинное» на 600 голов, что позволило улучшить качество молока и его количество. Производственная отрасль экономики района представлена такими реализующимися инвестиционными проектами, как модернизация и расширение ОАО «Коммунаровский рудник», планируется увеличить добычу драгоценных металлов. В Ширинском районе активно ведется комплексное освоение земельных участков для малоэтажного и многоэтажного жилищного строительства в с. Шира, п. Жемчужный и п. Колодезный, утвержден «Проект планировки застройки микрорайона «Иткульский» в с. Шира. В 2015 году завершилось строительство детского сада на 120 мест в с.Целинное. В прогнозируемый период планируется реализация инвестиционного проекта по разработке Усинского месторождения марганца. Бюджет района на 80% является дотационным и основной объем инвестиций в социальной сфере района, это долгосрочные целевые программы.
Строительство
По разделу «строительство» рост выполненных работ в 2014 году составил 177%. В рамках ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Ширинского района 12.04.2015 года планируется: строительство водопроводных сетей в с. Шира, протяженностью 13000 м. – 114000 тыс. руб., строительство библиотеки в с. Шира – 60000 тыс. руб., строительство автомобильных дорог в с. Шира протяженностью 5500 м. – 114000 тыс. руб. Планируется строительство новых современных очистных сооружений на территории существующих в с. Шира. Строительство новых канализационных насосных станций, замена старых и прокладка новых сетей водоотведения,в том числе к новым микрорайонам с. Шира.
Жилищное строительство
В 2014 г. в эксплуатацию было введено 22 жилых дома, общей площадью 3243 м². Из общего количества введенных в эксплуатацию: 2149 м² - введено индивидуальными застройщиками, (в 2013г. – 1859,62м²). 1094 м² – многоквартирный жилой дом в с. Шира. На территории Ширинского района в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории Республики Хакасия, в 2013-2017гг., с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» сформированы пакеты документов Коммунаровским, Фыркальским, Ефремкинским и Ширинским сельсоветами. Также, Ширинским сельсоветом в с. Шира уже ведется строительство 2-х многоквартирных жилых домов по ул. Орловской и Заводской. По ул. Орловской строится 30 квартирный дом – на 29 собственников и 1 квартира в муниципальной собственности (стоимость строительства 30810 тыс. руб..); по ул. Заводской - строится 8 квартирный дом на 8 собственников стоимость строительства 10483 тыс. руб..) В рамках программы «Улучшение жилищных условий молодых семей, молодых специалистов, граждан, проживающих в сельской местности на 2012-2016 годы» в 2014 году была оказана помощь в приобретении жилья 14 семьям на общую сумму 11900 тыс. руб. В связи с событиями, произошедшими 12.04.2015 года ведется строительство 498 домов, взамен утраченных в результате чрезвычайной ситуации.
Потребительский рынок
К основным тенденциям развития потребительского рынка следует отнести увеличение объемов оборота потребительского рынка, позитивные изменения в организации торговли, динамичное развитие инфраструктуры отрасли и повышение качества оказываемых услуг. За последние годы в сфере торговли на территории муниципального района происходят позитивные количественные и качественные изменения. На 1 января 2015 года количество действующих на территории муниципального района торговых объектов составило 278 единиц, в том числе: 277 магазинов, 6 киосков, 15 павильонов. Оборот розничной торговли за 2014 год по району составил 270,578 млн. рублей, что выше уровня предыдущего года на 101,1%. Обеспеченность населения муниципального района площадью торговых объектов на 1 января 2015 года составила 725,3 кв.м. на 1 тыс. человек. Обеспеченность населения площадью торговых объектов по продаже продовольственных товаров – 218 кв.м. При достаточно высоком показателе имеет место неравномерность размещения торговых объектов в разрезе поселений Ширинского района. Существует проблема обеспечения доступности торговых объектов для лиц с ограниченными возможностями. На протяжении последних лет наблюдается положительная динамика оборота розничной торговли.
|
Наименование показателя
|
Значение показателя по годам:
|
|
|
2012
|
2013
|
2014
|
|
Оборот розничной торговли по району без субъектов малого предпринимательства (млн. руб.)
|
247,252
|
247,282
|
270,578
|
|
Индекс физического объема оборота розничной торговли в % к предыдущему году
|
114,3
|
94,3
|
101.1
|
|
Оборот розничной торговли на душу населения, рублей
|
8925,4
|
9429
|
10159
|
|
Индекс физического объема оборота розничной торговли на душу населения в % к предыдущему году
|
107.5
|
105,6
|
107,7
|
|
Обеспеченность населения района площадью торговых объектов на 1000 жителей
|
583,3
|
607,2
|
725,3
|
Ежемесячно на территории продовольственного рынка с. Шира проводятся ярмарки выходного дня. В муниципальном образовании Ширинский район обеспеченность населения торговыми объектами превышает минимальный норматив обеспеченности населения торговыми площадями. Вместе с тем, продажа отдельных видов товаров представлена недостаточно: строительные и сантехнические товары. В текущем году, прежде всего, необходимо обратить внимание на развитие объектов потребительского рынка, которые обслуживают социально незащищенные слои населения, а также на повышение культуры обслуживания.
Уровень жизни и доходов населения
Огромную роль как для экономики в целом, так и для каждого отдельного гражданина играет рынок труда, именно через него большинство работающего населения получает работу и доходы. 56,3% всех жителей района находятся в трудоспособном возрасте, 23,2% - в возрасте старше трудоспособного. Среднесписочная численность работающих в Ширинском районе с учетом индивидуальных предпринимателей в 2014 году составила 7,1 тыс. человек и личным подсобным хозяйством занято более 4 тыс. человек. Среднедушевой доход на 1 жителя района по провизорным данным составляет 14901,0 руб. в месяц, что на 19,1 % больше, чем в 2013 году. Расходы в 2013 году на душу населения в месяц составили 14320 рублей. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий в 22293,3 году выросла по сравнению с 2013 годом на 15 % . Заработная плата работников промышленных предприятий и организаций малого бизнеса имеет постоянную тенденцию к росту. - муниципальных дошкольных образовательных учреждений: Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных детских дошкольных учреждений за 2014 год увеличилась по сравнению с 2013 годом на 79,2 %. В 2014 году продолжится рост заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных учреждений в соответствии с Указами Президента Российской Федерации по повышению заработной платы работникам дошкольных учреждений. В перспективе планируется увеличение заработной платы за счет стимулирующих выплат и повышения квалификации педагогических - муниципальных образовательных учреждений: - учителей муниципальных общеобразовательных учреждений Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата учителей муниципальных общеобразовательных учреждений в 2014 году по сравнению с 2013 увеличилась на 21,2 % в связи с переходом общеобразовательных учреждений на подушевое финансирование, проведением мероприятий по оптимизации сети общеобразовательных учреждений Ширинского района, приведшим к сокращению общей численности учителей. В перспективе планируется повышение заработной платы работников образования за счет сокращения неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами. - муниципальных учреждений культуры и искусства Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников за 2014 год составила 11840 рублей, что составило 20,0 % в сравнении с 2013 годом. Увеличение достигнуто за счет перехода учреждений культуры и искусства на новую оплату труда, а также увеличения минимальной заработной платы прочего персонала. К 2018 году прогнозируемый фонд заработной платы в районе достигнет 2202,7,0 млн. рублей, численность занятых в экономике составит 12,34 тыс. человек.
Труд и занятость населения
Уровень зарегистрированной безработицы в 2014 году снизился и составил 1,81 %, в качестве безработных официально зарегистрировано 241 человек.
Демографическая обстановка
Численность постоянного населения района характеризовалась некоторой нестабильностью. Естественная убыль населения в 2014 составила -139 человек. Одним из факторов ухудшения демографической ситуации является высокий показатель заболеваемости населения, рост детской и взрослой инвалидности. Численность постоянного населения района характеризовалась некоторой нестабильностью, на протяжении нескольких прошедших лет смертность в районе превышает рождаемость. С учетом миграционных процессов численность населения в 2014 году уменьшилась на 739 человек и составила 26951 человек. Убыль населения происходит как за счет отрицательной миграции, так и за счет естественной убыли населения. В 2015 году снизилась миграционная убыль населения, ожидается, что данная динамика продолжится. Естественная убыль населения продолжает расти. Это связано с трагическими событиями в апреле 2015 года Финансы
Доходы районного бюджета в 2014 году составили 879100 тыс. руб. (86,5% от плана), что на 14,9 % меньше уровня 2013 года. Уменьшение доходной части бюджета произошло за счет изменения налогового законодательства, в основном за счет снижение норматива зачисления по НДФЛ с 75 % до 60 %). В рамках исполнения плана мероприятий по укреплению доходной базы бюджета, сокращению задолженности по налогам и другим доходным источникам в 2014 году осуществлялась планомерная работа комиссий по обеспечению доходов и сокращению задолженности по налоговым и неналоговым платежам в бюджет.
Расходы районного бюджета за 2014 год составили 898900 тыс. руб. (88,2% от плана). Бюджет района остается социально ориентированным, более 77% (649400 тыс. руб.) это расходы на социальную сферу: образование, социальную защиту граждан, культуру. Администрацией района прилагаются все усилия по выполнению соглашения подписанного с Министерством Финансов Республики Хакасия «О мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования Ширинский район»: - на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы направляется более 50 % собственных доходов бюджета; В соответствии с Постановлениями Правительства Республики Хакасия от 10.11.2009г. № 484 «Об утверждении нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления» и от 22.12.2009г. № 635 «Об утверждении нормативов формирования расходов на финансирование фонда оплаты труда выборных должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия на постоянной основе» установлены нормативы расходов на содержание органов местного самоуправления по Ширинскому району (с учетом поселений) в размере 43 % и расходов на оплату труда в размере 28,5 %, по итогам исполнения бюджета за 2014 год данные нормативы соблюдены.
Основные проблемы развития муниципального района
Ключевые проблемы социально-экономического развития
• Высокая закредитованность, отсутствие достаточных оборотных средств; • Сложность в реализация инвестиционных проектов в следствие: - длительной процедуры выделения земельных участков (согласно Земельного Кодекса); - недостаточная государственная поддержка для строительства инженерной инфраструктуры реализуемых проектов; - высокого банковского процента при оформлении кредитов на реализацию инвестиционных проектов; - высокой уровень монопрофильности экономики; - сырьевая направленность экономики; - неблагоприятная демографическая ситуация (естественная убыль населения); - не достаточное количество готовых площадей с инфраструктурой, который малый бизнес мог бы взять в аренду. • Низкий уровень диверсификации экономики района; Устаревшая материально-техническая база объектов инженерной и социальной инфраструктуры.
Перспективы социально-экономического развития Ширинского района
В результате реализации плановых мероприятий по развитию экономики и социальной сферы района в трёхлетней перспективе (до 2017 года) ожидается: - увеличение уровня средней заработной платы, прогнозное значение данного показателя к 2018 году составит 27 тыс. руб., что на 26% выше уровня 2014 года; - снижение уровня зарегистрированной безработицы к 2018 году до 1,5%; - увеличение среднесписочной численности работников к 2017 году до 10000 человек; - объём инвестиций в основной капитал к 2017 г. достигнет 1240500 тыс. руб., что превысит уровень 2014 года в 2,5 раза. В отрасли растениеводства: - валовой сбор зерна составит 680000 цн. (2014 г. – 590037 цн.), - площадь посева зерновых культур составит 40100 га (2014 г. – 32400 га), - увеличение площади паров до 24000 га (2014 г. – 16325 га). В отрасли животноводства: - по производству молока ожидаемый рост 133 % (2014 г. – 11,3 тыс. тонн, 2017 г. – 15 тыс. тонн). Общий оборот потребительского сектора в результате роста на 15% составит 3100000 тыс. руб. Планируемый годовой объем ввода жилья в 2018 году составит 4000 кв.м. Для достижения поставленных целей нами разработаны конкретные планы на ближайшую перспективу: • Модернизация агропромышленного комплекса, внедрение новых технологий; • Диверсификация экономики: o реализация новых инвестиционных проектов; o создание условий для развития малого и среднего бизнеса; o привлечение инвесторов на имеющиеся инвестиционные площадки; • Создание благоприятных условий для малоэтажного и многоэтажного жилищного строительства; • Ремонт и строительство дорог; • Комплексная модернизация объектов теплоснабжения; • Реконструкция, строительство и открытие новых дошкольных учреждений; • Строительство и реконструкция спортивных сооружений; • Развитие туристического кластера; • Оптимизации, модернизации и оснащению в сфере образования; • Улучшение услуг в сфере ЖКХ и снижению их стоимости за счет внедрения энергосберегающих технологий; • Совершенствование системы муниципального управления; • Оптимизация бюджетных расходов; • Обеспечение финансирования первоочередных расходов бюджета за счет привлечения дополнительных доходов бюджета, в том числе финансовой помощи из республиканского бюджета и путем участия в республиканских и федеральных целевых программах; • Обеспечение прозрачности и открытости власти
Вложения:
|