Обращаем внимание! На данном сайте размещена информация до 31.12.2016 года

 

Новый сайт находится по адресу https://shiranet.ru

Отчеты по проверкам

Главная / Контрольно-счетная палата / Контрольные мероприятия / Отчеты по проверкам / Отчет по результатам проведения мониторинга по обеспечению качественным и сбалансированным питанием в образовательных учреждениях и детских дошкольных учреждениях в муниципальном образовании Ширинский район

Отчет по результатам проведения мониторинга по обеспечению качественным и сбалансированным питанием в образовательных учреждениях и детских дошкольных учреждениях в муниципальном образовании Ширинский район



Отчет
по результатам проведения мониторинга по обеспечению качественным и сбалансированным питанием в образовательных учреждениях и детских дошкольных учреждениях в муниципальном образовании Ширинский район



Проверяемая организация: Управление образования администрации муниципального образования Ширинский район, образовательные учреждения муниципального образования Ширинский район.
Проверяемый период: 2014г.
Основания для проведения проверки - план работы на 2014 год, утвержденный распоряжением председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования Ширинский район № 1 от 09.01.2014 г., Распоряжение председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования Ширинский район от 03.10.2014 г. № 11
Срок проверки: с 06.10.2014 г. по 14.11.2014г.

Проверка проведена на основании документов, предоставленных Управлением образования администрации муниципального образования Ширинский район и образовательными учреждениями муниципального образования Ширинский район.
По результатам проверки составлен акт № 7 от 14.11.2014 г. Акт подписан руководителем Управления образования без разногласий.
В ходе проверки установлено следующее:
Питание в образовательных учреждениях муниципального образования Ширинский район в рамках реализации Государственной программы Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия (2011 - 2015 годы)"и Постановления Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 596 (ред. от 08.10.2014) "Школьное питание в Республике Хакасия на 2011 - 2015 годы".
Основной целью подпрограммы является улучшение условий по обеспечению обучающихся общеобразовательных организаций Республики Хакасия здоровым питанием. Одним из основных мероприятий, указанных в Перечне подпрограммы является предоставление Субсидий бюджетам муниципальных образований на питание детей предшкольного возраста и обучающихся 1 - 4 классов, в том числе включение в рацион питания молока. В 2014году объем субсидий определен в сумме 32443,0 тыс. рублей
Постановлением администрации муниципального образования Ширинский район от 03.07.2013г. № 1051 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Школьное питание на 2012-2014 годы» утверждена муниципальная целевая программа (распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2012г.).
Организация питания в учреждениях осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Уставами учреждений.
Контрольно-счетной палате муниципального образования Ширинский район (далее КСП) не представлены нормативно – правовые акты, регламентирующие организацию питания в дошкольных учреждениях и МБСКОУ Целинная СКОШИ 8 вида.
Управлением образования администрации муниципального образования Ширинский район представлен приказ от 05.12.2013 г. № 2924 «Об утверждении Положения об организации питания учащихся и воспитанников» (по школам).
В период с 01.10.2013 г. по 13.03.2014 г. горячее питание учащихся организовано за счет пожертвований родителей (приказом Управления образования от 01.10.2013 г. № 2742 «Об организации питания обучающихся»)
Приказом Управления образования от 27.02.2014 г. № 105 «Об организации питания обучающихся» определена организация горячего питания детей предшкольного возраста и обучающихся 1-4 классов за счет субсидий из бюджета Республики Хакасия в размере пяти рублей на одного ребенка в учебный день и двух рублей за счет бюджета муниципального образования Ширинский район.
Для проведения мониторинга по обеспечению качественным и сбалансированным питанием в образовательных учреждениях и детских дошкольных учреждениях в муниципальном образовании Ширинский район Управлением образования администрации муниципального образования Ширинский район представлены документы следующих учреждений:
• дошкольные
- МБДОУ детский сад № 1- МБДОУ детский сад № 2 «Солнышко»
- МБДОУ детский сад № 4 «Березка»
- МБДОУ детский сад № 5 «Теремок»
- МБДОУ детский сад № 6 «Жемчужинка»
- МБДОУ детский сад № 8 «Золотой ключик»
- МБДОУ детский сад № 9 «Малыш»
• общеобразовательные
- МБОУ Борцовская СОШ № 5
- МБОУ Воротская СОШ № 6
- МБОУ Джиримская СОШ № 7
- МБОУ Ефремкинская СОШ № 8
- МБОУ Озерная СОШ № 9
- МБОУ Село-Сонская СОШ № 10
- МБОУ Фыркальская СОШ 13
- МБОУ Целинная СОШ № 14
- МБОУ Спиринская СОШ № 11
- МБОУ Соленоозерная СОШ № 12
- МБОУ Топановская СОШ № 16 имени Кокова Н.Н.
- МБОУ Марчелгашская НОШ № 23
- МБОУ Жемчужненская СОШ № 1
- МБОУ Коммунаровская СОШ № 2
- МБОУ Туимская СОШ № 3
- МБОУ Ширинская СОШ № 4
- МБОУ Ширинская СОШ № 18
- МБОУ Ширинская ООШ № 17
- МБСКОУ Целинная СКОШИ 8 вида (до 01.07.2014 г. МКСКОУ Целинная СКОШИ 8 вида.
Всеми учреждениями образования представлены приказы об утверждении Положений об организации питания.
При выборочной проверке данных положений выявлены несоответствия по МБОУ Ширинская СОШ № 4: указан Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (документ утратил силу с 1 сентября 2013 года.
Представленные нормативно-правовые акты образовательных учреждений соответствуют Методическим рекомендациям по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, утвержденные совместным Приказом Минздравсоцразвития России N 213н, Минобрнауки России от 11.03.2012 N 178.
В проверяемом периоде по своей форме все учреждения являются муниципальными бюджетными учреждениями. МКСКОУ Целинная СКОШИ 8 вида являлось до 01.07.2014 г. казенным учреждением.
Учредителем у дошкольных учреждений является Управление образования администрации муниципального образования Ширинский район, кроме МБОУ детский сад № 8 «Золотой ключик» и МБДОУ Детский сад№ 4 «Березка» (учредитель – муниципальное образование Ширинский район. Функции и полномочия учредителя осуществляет УО)
Учредителем у общеобразовательных учреждений является:
- муниципальное образование Ширинский район, функции и полномочия учредителя осуществляет УО.
Согласно представленным бухгалтерским данным, в первом полугодии 2014 г. горячее питание:
- учащихся 1-4 классов организовано во всех бюджетных общеобразовательных учреждениях за счет республиканского и местного бюджетов;
- за счет пожертвований родителей организовано в 10 учреждениях, что составляет 55,5% от всех бюджетных общеобразовательных учреждений района. В рамках контрольного мероприятия выявлено, что в МБОУ Жемчужненская СОШ № 1 организовано горячее питание за счет средств родителей;
- в лагерях дневного пребывания организовано в 15 учреждениях.
КСП произведен анализ охвата горячим питанием учащихся общеобразовательных учреждений муниципального образования Ширинский район в 2013/2014 уч. году на основании формы № ОШ-1 по состоянию на 20.09.2013 г. (Приказ Росстата от 27.08.2012 №466).
Численность обучающихся в муниципальном образовании Ширинский район на 2013/2014 учебный год составляет 2943 чел., из которых:
- 2379 человек или 80,84% пользуются горячим питанием;
- 1398 человек или 47,5% пользуются горячим питанием за счет бюджетных средств.
100% охват горячим питанием организован в девяти школах с численностью обучающихся от 11 до 132 человек, а также в МБОУ Туимская СОШ № 3 (363 чел.).
Самый низкий процент охвата горячим питанием 37,82% в МБОУ Борцовская СОШ № 5, в связи с отсутствием в образовательном учреждении столовой.
В четырех учреждениях охват горячим питанием составил от 50,51 % (МБОУ Жемчужненская СОШ №1) до 62,34 % (МБОУ Ширинская ООШ № 17).
В четырех учреждениях охват горячим питанием составил от 89,62 % (МБОУ Ширинская СОШ №18) до 96,55% (МБОУ Ефремкинская СОШ № 8).
В проверяемый период списочный состав детей в дошкольных образовательных учреждениях составляет 910 детей. Охват горячим питание в дошкольных учреждениях составляет 100%.

Источники финансирования услуги по питанию детей в образовательных учреждениях муниципального образования Ширинский район.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы "Школьное питание в Республике Хакасия на 2011 - 2015 годы" на 2014 год составляет - 47662,0 тыс. рублей, из них субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия - 46981,0 тыс. рублей.
Согласно паспорта муниципальной целевой программы «Школьное питание на 2012-2014 годы», объем финансирования муниципальной программы на 2014 год составляет 3362 т. руб., в том числе:
- за счет бюджета муниципального образования Ширинский район 1300 т. руб.,
- за счет республиканского бюджета 2062т. руб., в том числе расходы на питание учащихся 1-4 классов, воспитанников предшкольных групп 1500 т. руб. и на организацию дополнительного питания посредством включения в рацион основного питания молока 562 т. руб.
Фактически в первом полугодии 2014 г. дополнительного питания в виде молока в образовательных учреждениях не представлялось.
В нарушении ст. 179 Бюджетного Кодекса РФ объем финансирования программы согласно паспорта 3362 т. руб. не соответствует объему финансирования данной муниципальной программы, утвержденному Решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 27.12.2013 г. № 151 «Об утверждении бюджета муниципального образования Ширинский район на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 г. в сумме 2158 т. руб. Отклонение составило 1204 т. руб.
В рамках реализации республиканской программы, по представленным Управлением образования данным, в период действия муниципальной целевой программы обновлялось оборудование для столовых (пищеблок) в двух школах. (МБДОУ Ширинская СОШ № 4, МБДОУ Ширинская СОШ № 18) на общую сумму 2954,8 т. руб.,
Министерством образования и науки Республики Хакасия и муниципальным образованием Ширинский район заключено Соглашение «О сотрудничестве по организации питания детей предшкольного возраста и обучающихся 1-4 классов в 2014 году» № 8 от 21.02.2014 года.
Согласно указанного соглашения:
• Министерство обязуется предоставить в бюджет муниципального образования Ширинский район в 2014 году субсидию на питание детей предшкольного возраста и обучающихся 1-4 классов в объеме 1004 тыс. рублей. (1885 тыс. руб. доп. соглашение от 15.08.2014г.)
• Муниципальное образование Ширинский район обязуется:
- организовать питание детей предшкольного возраста и обучающихся 1-4 классов муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе за счет субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия в размере не менее 5 рублей в учебный день на 1 ребенка не менее 5,7 руб. (доп. соглашение от 15.08.2014г.);
- выделить из местного бюджета для всех детей предшкольного возраста и обучающихся 1-4 классов муниципальных общеобразовательных учреждений средства на питание в размере 130 тыс. руб.: детям предшкольных групп (плановый показатель – 240 человек) и обучающимся 1-4 классов (плановый показатель – 1305 человек) – 2 рубля в учебный день на 1 ребенка.
По представленным данным экономического отдела управления образования администрации муниципального образования Ширинский район распределение субсидий осуществлялось по заявкам образовательных учреждений с обоснованием количества детей и количества учебных дней (по фактическим данным).
Согласно представленных Положений об организации питания в образовательных учреждениях определена стоимость одного дня питания на средства пожертвований родителей от 20 до 30 руб.
В проверяемый период, согласно приказа Управления образования от 04.04.2014г. № 185 «О подготовке и организации отдыха и оздоровления обучающихся в период летних каникул 2014 года» руководителями общеобразовательных учреждений муниципального образования Ширинский район организованы лагеря с дневным пребыванием детей на основании соглашений о сотрудничестве и совместной деятельности с ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения Ширинский район»
На 2014 год планами финансово хозяйственной деятельности по всем образовательным учреждениям утверждены объемы финансирования организации питания (с учетом изменений ПФХД на 01.07.2014г.) в размере 15480 тыс. руб., в том числе:
- детские сады в сумме 9070 тыс. руб.;
- школы в сумме 5304,6 тыс. руб.;
- целинная коррекционная школа (бюджетная смета) в сумме 1105,4 тыс. руб.
По сравнению с первоначальным Планом ФХД от 30.12.2013г. в размере 12161,7 тыс. руб., объем финансирования питания по всем учреждениям увеличился на 3318,3 тыс. руб. или на 22% и составил 15480 тыс. руб.
За 6 месяцев 2014 года на счета учреждений поступило средств на организацию питания на сумму 8694,8 т. руб., в том числе:
- республиканский бюджет (школы) 405,5 т. руб. (с учетом дебиторской задолженности на 01.01.2014г.);
- местный бюджет (школы)130 т. руб.;
- лагеря с дневным пребыванием детей 2079,3 т. руб.;
- пожертвования родителей в школах: 1072,5 т руб.,
- целинная коррекционная школа 1060,3 т. руб.
- родительская плата по детским садам 3947,2 т. руб.
КСП установлено, что в проверяемом периоде организация питания в дошкольных учреждениях осуществляется за счет родительской платы.
Дебиторская задолженность по родительской плате в детских садах по состоянию на 01.07.2014г. (по представленным управлением образования данным) составила 888998,75 руб.
Фактические расходы на организацию питания в образовательных учреждениях за 6 месяцев 2014 года составили всего 9352,2 т. руб.:
• по школам: 4799,3 т. руб., в том числе за счет:
- республиканского бюджета 392,9 т. руб.;
- местного бюджета 130 т. руб.;
- лагеря с дневным пребыванием детей 2078,9 т. руб.;
- пожертвования родителей 1072,5 т. руб.
- целинная коррекционная школа 1124,8 т. руб.
• по детским садам родительская плата 4552,95 т. руб.
При анализе ПФХД (плановые показатели по выплатам) с фактическими расходами на питание установлено, что по всем учреждением фактические расходы составили 9352,05 т.руб. или 60,4% от плановых показателей на 2014 год в сумме 15480 т. руб., в том числе:
- по школам 3674,5 т. руб. или 69,3% от плана 5304,6 т. руб.;
- целинная коррекционная школа 1124,8 т. руб. или 101,8% от плана;
- по детским садам 4552,9 т. руб. или 50,2% от плана 9070 т. руб.

Организация учета и соблюдение процедуры оказания услуг по организации питания детей в муниципальных образовательных учреждениях.

В Управлении образования администрации муниципального образования Ширинский район нет единой службы, ответственной за организацию муниципального заказа по организации питания в образовательных учреждениях.
Каждое учреждение самостоятельно ищет поставщиков необходимой ему продукции или работает с ранее известными (знакомыми) поставщиками, не имеет достаточной информации о конъюнктуре цен и качественных характеристиках продукции данного поставщика в сравнении с аналогами.
Питание в муниципальных образовательных учреждениях организовано путем приготовления в специально оборудованных пищеблоках и буфетных.
Пищевые продукты и пищевое сырье доставляют в дошкольные образовательные учреждения по контрактам, заключенным с индивидуальными предпринимателями согласно Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Далее Федеральный закон № 44- ФЗ).
В общеобразовательных учреждениях продукты питания приобретаются через подотчетных лиц.
КСП произведен выборочный анализ цен на продукты питания согласно представленных договоров поставщиков детских дошкольных учреждений муниципального образования Ширинский район во втором квартале 2014 г.: МБДОУ детский сад № 6 «Жемчужинка», МБДОУ детский сад №4 «Березка», МБДОУ детский сад № 1«Теремок», МБДОУ детский сад № 9 «Малыш».


Таб. № 1
Руб.

наименование продуктов питания

 

Поставщики продуктов питания/ дошкольные учреждения

Средняя цена

Отклонение цен по продуктам питания в д/с "Жемчужинка" от средней цены по остальным учреждениям

превышение суммы контракта

кол-во

ИП Ворошилова Л.А. № 1-ж от 31.03.2014 г. /"жемчужинка"

ИП Сипкин Н.А. № 2-п и 1-п от 01.04.2014; ИП Алеев Е.Ф.№ 1-п  от 01.04.2014 /"Березка"

ИП. Мостовской С.В. Договора от 31.12.2013 г. "Теремок" Коммунар

ИП Ворошилова Л.А. № 1-м от 31.03.2014 г. /"Малыш"

геркулес

21

35

23

28

25

25,33

9,67

203,00

горох

10

30

26

 

 

26,00

4,00

40,00

картофель

600

30

37

35

26

32,67

-2,67

 

крупа гречневая

40

35

22

30

25

25,67

9,33

373,33

крупа манная

40

35

21

30

29

26,67

8,33

333,33

крупа ячневая

18

35

23

 

17

20,00

15,00

270,00

макароны

30

35

30

32

32

31,33

3,67

110,00

масло сливочное

90

200

355

161

195 и 130

210,25

-10,25

 

морковь

110

25

41

55

32,5 и 23,5 и 22

34,8

-9,80

 

мука пшеничная

100

30

25

25

20

23,33

6,67

666,67

мясо птицы

100

200

134

150

150 и 125 и 140

139,8

60,20

6020,00

пшено

30

40

30

 

 

30,00

10,00

300,00

рис

50

50

43

46

50

46,33

3,67

183,33

сайра

48

45

40

36

44

40,00

5,00

240,00

сахар

150

50

45

40

50 и 45 и 43

44,6

5,40

810,00

свекла

100

25

30

30

23,5 и 29

28,13

-3,13

 

сухофрукты

35

85

70

65

85

73,33

11,67

408,33

сыр

20

350

336

340

285 и 320

320,25

29,75

595,00

творог

50

350

218

340

221 и 200

244,75

105,25

5262,50

томатная паста

12

95

94

90

 

92,00

3,00

36,00

яблоки

170

75

70

85

75

76,67

-1,67

 

сухое молоко

110

350

284

 

155 и 312

250,33

99,67

10963,33

 

 

 

 

 

 

 

 

26814,83




В ходе анализа выявлено отклонение цен по продуктам питания по договору № 1-ж от 31.03.2014 г., заключенному МБДОУ детский сад №6 «Жемчужинка» и средним ценам по договорам заключенным остальными тремя учреждениями.
В результате превышения цен до 52% от средней цены по контрактам привело к необоснованному завышению цены контракта на сумму 26814 руб. Что является неэффективным использованием средств учреждения (родительской платы), так как питание детей организовано не экономно, с наибольшим объемом средств.
КСП произведен выборочный анализ цен одного и того же поставщика по одноименным продуктам питания двум учреждениям (МБДОУ детский сад № 9 «Малыш» и МБДОУ детский сад № 6 «Жемчужинка») во втором квартале 2014 г.
В результате, в основном (из выбранных продуктов питания), цены завышены в контракте с МБДОУ детский сад № 6 «Жемчужинка». Превышение цен составляет от 2,27 % до 125,81 %
КСП произведена выборочная проверка контрактов на поставку продуктов питания детским дошкольным учреждениям на соответствие Федеральному закону № 44- ФЗ.
В нарушении п.1 ст. 95 вышеназванного закона:
- не внесены изменения в контракты МБДОУ детский сад № 6 «Жемчужинка» № 1-ж от 09 января 2014 г. и № 1-ж от 31 марта 2014 г. при снижении цен и количества поставляемого товара на продукты питания (товарные накладные за проверяемый период);
- имеются случаи несоответствия цен, указанных в контракте № 1-ж от 31.03.2014 г. В результате завышения цены в представленной товарной накладной №1 от 23.04.2014 г. излишне оплачено 1342,5 руб.
- несоответствие количества поставленного товара количеству, указанному в вышеназванном контракте. В результате недопоставлено товаров в количестве 134,9 ед. на сумму 15158 руб.
- несоответствие количества поставленного товара количеству, указанному в п . 2.4. контракта № 2-м от 31.03.2014 г., заключенного МБДОУ детский сад №9 «Малыш». В результате недопоставлено товаров в количестве 199 ед. на сумму 3121 руб.
В нарушении п. 6 ст. 34 Федерального закона № 44- ФЗ не направлены поставщику требования об уплате неустойки. Согласно п 5.2.контрактов № 1-ж и № 1-м от 31.03.2014 г., заключенного с ИП Ворошилова Л.А. на 01.11.2014 г. неустойка составила:
- по МБДОУ детский сад № 6 «Жемчужинка» в сумме 6214,78 руб.;
- по МБДОУ детский сад №9 «Малыш» в сумме 1279 руб.
Изложенные факты свидетельствуют об отсутствии ведомственного контроля со стороны главного распорядителя бюджетных средств, в том числе и за эффективностью и рациональностью использования средств, а также со стороны руководителей и ответственных лиц дошкольных учреждений.

Соответствие питания детей установленным требованиям Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
В проверяемый период питание в дошкольных учреждениях организовано на основании Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» (далее по тексту СанПиН 2.4.1.3049-13).
КСП муниципального образования Ширинский район произведен анализ на соответствие примерных десятидневных меню по детским садам муниципального образования Ширинский район нормам физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах.


Таб. №2
Ккал



 

наименование бюджетного учреждения

нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах

среднее значение 10 дневного меню

отклонение

в %

1

ДС №1 Коммунар

1800

1840,1

40,1

102,2%

2

ДС №2 Солнышко

1800

1715,9

-84,1

95,3%

3

ДС №4 Березка

1800

1504,16

-295,84

83,6%

4

ДС №5 Теремок

1800

1553,9

-246,1

86,3%

5

ДС №6 Жемчужинка

1800

896,81

-903,19

49,8%

6

ДС №8 Джирим

1800

1530

-270

85,0%

7

ДС №9 Малыш

1800

1763,9

-36,1

98,0%



В результате установлено:
- среднее значение 10 дневных меню по энергетической ценности блюд ниже установленных норм СанПин 2.4.1.3049-13 физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах, кроме Коммунаровского детского сада №1 (1840,10 ккал, что выше утвержденных норм на 40,1 ккал или 2,2%)
- наименьший показатель калорийности блюд в детском саду № 6 «Жемчужинка» 896,81 ккал, что меньше утвержденных норм на 903,19 ккал или на 50,2%.
Примерное десятидневное меню составлено по возрастным группам: для детей от 2 до 3 лет (от 1,5 до 3 лет в МБДОУ детский сад № 9 «Малыш»), и детей от 3 до 7 лет по сезонам.
Фактически в проверяемом периоде дети в возрасте 1,5 лет детский сад №6 не посещали (согласно представленных справок от 23.10.2014г.)
В соответствии п. 15.1. СанПиН 2.4.1.3049-13 питание должно удовлетворять физиологические потребности детей в основных пищевых веществах.
В нарушение СанПиН 2.4.1.3049-13:
-п. 15.1. не разработаны примерные 10-ти дневные меню по возрастным категориям: от 2 лет до 3 лет (МБДОУ детский сад №9 «Малыш»;
- п. 15.5:
МБДОУ детский сад №6 «Малыш»
• примерное десятидневное меню не содержит обязательной ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборниками рецептур.
При сопоставлении технологических крат с представленным Сборником Рецептур блюд для детских учреждений, Т.В. Плотникова, издательство «Феникс» (2013 год) установлены несоответствия норм закладки продуктов.
• по меню требованию от 29.01.2014г. и 15.05.2014 г.:
- отсутствуют технологические карты на некоторые блюда;
- при анализе приготовления блюд установлено, что в меню включены продукты, не предусмотренные технологическими картами.
МБДОУ детский сад №6 «Жемчужинка»
• по меню требованию от 28.05.2012 г.:
- допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в последующие два дня.
- не содержит итоговую информацию по дням и за весь период, среднее значение за период, а так же содержание белков, жиров, углеводов в меню в % от калорийности;
- фактический рацион питания не соответствует утвержденному примерному меню.
• от 01.02.2011 г. не содержит:
- ссылку на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборниками рецептур для детского питания;
- итоговую информацию по дням и за весь период, среднее значение за период а так же содержание белков, жиров, углеводов в меню в % от калорийности;
В примерном десятидневном меню на зимний сезон не отражены: пищевые вещества (г), энергетическая ценность (ккал), витамин C и номер рецептуры согласно приложения № 12 к СанПиН 2.4.1.3049-13.
В нарушении п. 15.6 СанПиН 2.4.1.3049-13 в меню-требованиях детского сада №6 с 17.03.2014 г. по 28.03.2014 г. отсутствуют закуски на обед при наличии их в примерном меню. Данный факт подтверждает формальный подход при составлении примерного меню.
В ходе выборочного контрольного взвешивания порционных блюд по учреждениям (Акты от 12.11.2014г.), установлено, что вес блюда по меню требованию соответствует фактическому весу блюда.
На основании представленных данных КСП произведен анализ энергетической ценности в МБДОУ детский сад №9 «Малыш» с 20.01.2014 г. по 30.01.2014 г. И МБДОУ детский сад №6 «Жемчужинка» с 17.03.2014 по 28.03.2014г для возрастных групп от 3 до 7 лет.
Среднее значение энергетической ценности в выбранный период меньше нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах:
- в примерном десятидневном меню на 36,1 ккал или на 2% (детский сад №9); на 903,19 ккал или на 50,1% (детский сад № 6);
- по меню-требованию на 283,45 ккал или на 15,7% (детский сад №9); на 588,29 ккал или на 32,7% (детский сад № 6).
Плановые показатели энергетической ценности (примерное десятидневное меню) не соответствуют фактическим показателям энергетической ценности (меню-требование) на 247,35 ккал (детский сад №9) и 314,9 ккал (детский сад № 6).
На основании вышеизложенного КСП, отмечает, что несоблюдение технологии приготавливаемых блюд и кулинарных изделий, а также несоблюдение норм закладки продуктов не обеспечивает разнообразное и полноценное питание детей, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп.
В меню требованиях отражена плановая стоимость питания одного дня на одного ребенка: для возрастной группы от 2-3 лет в размере 61,14 руб., для возрастной группы от 3-7 лет в размере 75,55 руб.
Для проверки не представлено экономическое обоснование плановой стоимости 1 дето-дня.
КСП произведена выборочная проверка соответствия питания детей установленным требованиям Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по трем учреждениям: МБОУ Спиринская СОШ №11; МБОУ Жемчужненская СОШ №1; МБОУ Ширинская СОШ № 18.
В проверяемый период питание детей в данных учреждениях осуществляется на основании приказов руководителей учреждения.
В соответствии с Письмом Минобрнауки N 06-731 питание детей в школе регламентировано требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08, действующих с 01.10.2008.
В первом полугодии 2014 г. на организацию питания в МБОУ Спиринская СОШ № 11 выделено 97,9 т. руб.; МБОУ Жемчужненская СОШ №1 в сумме 250,2 т. руб.; МБОУ Ширинская СОШ № 18 в сумме 474,4 т. руб.
Основная доля средств 51% (школа №1), 55,5% (школа №11), 89,2% (школа № 18) приходится на лагерь дневного пребывания. Средства пожертвований родителей составляют 30,2 % (школа №11) и 37% (школа №1) в общей сумме средств на питание. Средства республиканского бюджета составляют 19,7% (школа №1),10,6% (школа №11),49,3% (школа № 18) и средства местного бюджета 7,4% (школа №1), 3,4% (школа №11), 15,7% (школа № 18)
За счет средств бюджетов питание организовано с марта по май 2014 г.
Выборочная проверка предоставления питания по программным мероприятиям в учреждениях показала, что данные в табелях учета посещаемости детей и классных журналах по количеству дето-дней не соответствуют.
В результате в проверяемом периоде излишне выплачено на питание 2792 руб.:
- МБОУ Спиринская СОШ № 11 в сумме 103 руб., в том числе из республиканского бюджета 85 руб., из местного бюджета 18 руб.
- МБОУ Жемчужненская СОШ №1 в сумме 180 руб., в том числе из республиканского бюджета 140 руб., из местного бюджета 40 руб.
- МБОУ Ширинская СОШ № 18 в сумме 2509 руб., в том числе из республиканского бюджета 1815 руб., из местного бюджета 694 руб.
Для проверки представлены примерные десятидневные меню.
В нарушении Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45 "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08":
- п. 6.6. в МБОУ Ширинская СОШ № 18 не разработаны примерные меню с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (с 7 - 11 и 11 и старше);
- п. 6.8. при организации питания за счет средств родителей и бюджетных средств организован только завтрак во всех учреждениях;
- п. 6.9. в примерном меню не указана суточная потребность в основных витаминах и микроэлементах для различных групп обучающихся в МБОУ Спиринская СОШ № 11;
- п. 6.10. в примерном меню не приведены ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборниками рецептур во всех учреждениях;
- 6.11:
• в представленных технологических картах отсутствует:
наименование сборника рецептур, химический состав, витамины и микроэлементы на 1 порцию МБОУ Спиринская СОШ № 11;
описание технологического процесса приготовления блюд; номер рецептуры; наименование сборника рецептур в МБОУ Ширинская СОШ № 18
• в представленных меню требованиях нормы закладки продуктов не соответствуют представленным технологическим картам в МБОУ Жемчужненская СОШ №1
В результате несоблюдения технологии приготавливаемых блюд, а также несоблюдения норм закладки продуктов, рассчитать полноценное питание детей с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах не представляется возможным.
-п. 6.14. Выборочная проверка энергетической ценности завтрака показала, что фактическая энергетическая ценность завтрака:
- за счет бюджетных средств (03.04.2014г.) составляет 272 ккал, что меньше рекомендуемых норм в 2 раза в МБОУ Ширинская СОШ № 18; на 211-328,5 ккал меньше рекомендуемых норм и составляет 259 ккал в МБОУ Спиринская СОШ № 11
- за счет пожертвований родителей показала, что средняя энергетическая ценность составляет 650,41 ккал, что меньше потребности в пищевых веществах для обучающихся в возрасте 7-11 лет на 524,59 – 759,59 ккал или на 55,4- 46,1% , для возраста с 11 лет и старше на 706,09- 977,39 ккал или на 47,9-39,9%.
- по представленному меню МБОУ Жемчужненская СОШ № 1 для возраста с 11 лет меньше на 96,64 ккал, для возраста с 11 лет и старше на 96,64 меньше потребности в пищевых веществах
Фактически меню-требования составлены без учета физиологической потребности детей в биологических веществах.
- 6.22. фактический рацион питания не соответствует утвержденному примерному меню ( МБОУ Спиринская СОШ № 11 и МБОУ Жемчужненская СОШ № 1).
В ходе выборочного контрольного взвешивания порционных блюд (Акт от 12.11.2014г.), установлено, что вес блюда по меню требованию соответствует фактическому весу блюда.
В результате контрольного взвешивания блюд, установлено, что в МБОУ Жемчужненская СОШ № 1 предоставляется горячее питание на пожертвования родителей. Стоимость одного дня питания составляет 20 руб. (меню от 12.11.2014г.)
В нарушение «Положения об организации питания обучающихся», утвержденного приказом № 9 от 19.02.2014 г.:
- п. 3.4 для проверки не представлен протокол заседания общешкольного родительского комитета, подтверждающий стоимость питания на платной основе в данном учреждении.
- п. 3.5. денежные средства родителей на питание детей хранятся в школьной столовой, ответственный за хранение денег является повар, а не завхоз.
Для проверки не представлен договор материальной ответственности, заключенный с поваром учреждения.
Согласно акта ревизии наличных денежных средств от 12.11.2014г., установлено наличие денежных средств в школьной столовой в сумме 3213,45 руб.
В нарушение п.1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в учреждении не ведется учет операций по приходу и расходу продуктов питания за счет пожертвований родителей.

Осуществление Управлением образования полномочий в части координации деятельности образовательных учреждений по созданию необходимых условий для организации питания детей.
В мероприятиях, указанных в плане работы Управления образования администрации муниципального образования Ширинский район на 2014 год, утвержденным приказом руководителя образования от 18.12.2013 г. № 2777, отсутствуют мероприятия в части координации деятельности образовательных учреждений по созданию необходимых условий для организации питания детей в дошкольных учреждениях.
Документов, подтверждающих проведение контрольных мероприятий Управлением образования администрации муниципального образования Ширинский район в дошкольных образовательных учреждениях не представлен.
В проверяемом периоде отражены два мероприятия по организации питания учащихся образовательных учреждений.
Так же в рамках проведения анализа состояния организации образовательного процесса в образовательных учреждениях проведены проверки организации питания обучающихся. По проведенным мероприятиям представлены 3 справки.
В справке по результатам проведения анализа деятельности МБОУ Жемчужненская СОШ № 1 указаны нарушения СанПиНа 2.4.5.2409-08. в плане не соответствия ежедневного меню 10 дневному меню и возрасту обучающихся. При проведении проверки КСП выявлено, что данное нарушение не устранено.
Документов, подтверждающих проведение контрольных и аналитических мероприятий в других образовательных учреждениях Управлением образования администрации муниципального образования Ширинский район не представлено.
В нарушении ст. 34 Бюджетного Кодекса РФ КСП установлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 2792 руб. при сопоставлении табелей учета посещаемости детей с классными журналами.

ВЫВОДЫ
Как видно из проведенного мониторинга по обеспечению качественным и сбалансированным питанием в образовательных учреждениях и детских дошкольных учреждениях в муниципальном образовании Ширинский район:
1. Численность обучающихся в муниципальном образовании Ширинский район на 2013/2014 учебный год составляет 2943 чел., из которых:
- 2379 человек или 80,84% пользуются горячим питанием;
- 1398 человек или 47,5% пользуются горячим питанием за счет бюджетных средств.
Согласно представленным бухгалтерским данным, в первом полугодии 2014 г. горячее питание:
- учащихся 1-4 классов организовано во всех бюджетных общеобразовательных учреждениях за счет республиканского и местного бюджетов;
- за счет пожертвований родителей организовано в 10 учреждениях, что составляет 55,5% от всех бюджетных общеобразовательных учреждений района. В рамках контрольного мероприятия выявлено, что в МБОУ Жемчужненская СОШ № 1 организовано горячее питание за счет средств родителей;
- в лагерях дневного пребывания организовано в 15 учреждениях.
Списочный состав детей в дошкольных образовательных учреждениях составляет 910 детей. Охват горячим питание в дошкольных учреждениях составляет 100%.
2. Фактически в первом полугодии 2014 г. дополнительного питания в виде молока в образовательных учреждениях не представлялось.
3. Согласно представленных Положений об организации питания в образовательных учреждениях определена стоимость одного дня питания на средства пожертвований родителей от 20 до 30 руб.
4. В нарушении ст. 179 Бюджетного Кодекса РФ объем финансирования программы согласно паспорта на 1204 т. руб. не соответствует объему финансирования данной муниципальной программы, утвержденному Решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 27.12.2013 г. № 151.
5. Фактические расходы организацию питания в учреждениях за 6 месяцев 2014 года составили 9352,2 т. руб.:
• по школам: 4799,3 т. руб., в том числе за счет:
- республиканского бюджета 392,9 т. руб.;
- местного бюджета 130 т. руб.;
- лагеря с дневным пребыванием детей 2078,9 т. руб.;
- пожертвования родителей 1072,5 т. руб.
- целинная коррекционная школа 1124,8 т. руб.
• по детским садам родительская плата 4552,95 т. руб.
В проверяемом периоде организация питания в дошкольных учреждениях осуществляется за счет родительской платы.
5. В Управлении образования администрации муниципального образования Ширинский район нет единой службы, ответственной за организацию муниципального заказа по организации питания в образовательных учреждениях.
6. При выборочном анализе цен на продукты питания по четырем поставщикам выявлено: превышение цен до 52% от средней цены по контрактам привело к необоснованному завышению цены контракта МБДОУ детский сад № 6 на сумму 26814 руб. Что является неэффективным использованием средств учреждения (родительской платы), так как питание детей организовано не экономно, с наибольшим объемом средств.
КСП произведен выборочный анализ цен одного и того же поставщика по одноименным продуктам питания двум учреждениям (МБДОУ детский сад № 9 «Малыш» и МБДОУ детский сад № 6 «Жемчужинка») во втором квартале 2014 г.
В результате, в основном (из выбранных продуктов питания), цены завышены в контракте с МБДОУ детский сад № 6 «Жемчужинка». Превышение цен составляет от 2,27 % до 125,81 % .
7. В нарушении Федерального закона № 44- ФЗ :
• п.1 ст. 95:
- не внесены изменения в контракты МБДОУ детский сад № 6 «Жемчужинка» при снижении цен и количества поставляемого товара на продукты питания;
- в результате не соответствия цен, указанных в контракте и представленной товарной накладной излишне оплачено 1342,5 руб. (МБДОУ детский сад № 6 «Жемчужинка»)
- несоответствие количества поставленного товара количеству, указанному в вышеназванном контракте привело к недопоставке товаров в количестве 333,9 ед. на сумму 18279 руб. (МБДОУ детский сад № 6 «Жемчужинка» 15158 руб., МБДОУ детский сад №9 «Малыш» 3121 руб.)
• п. 6 ст. 34 не направлены поставщику требования об уплате неустойки. Согласно п 5.2.контрактов неустойка составила:
- по МБДОУ детский сад № 6 «Жемчужинка» в сумме 6214,78 руб.;
- по МБДОУ детский сад № 9 «Малыш» в сумме 3121 руб.
8. В проверяемый период питание организовано на основании:
- в дошкольных учреждениях Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
- в общеобразовательных учреждениях Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45 "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08"
9. В результате анализа на соответствие примерных десятидневных меню по детским садам муниципального образования Ширинский район нормам физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах установлено:
- среднее значение 10 дневных меню по энергетической ценности блюд ниже установленных норм СанПин 2.4.1.3049-13 физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах, кроме Коммунаровского детского сада №1 (1840,10 ккал, что выше утвержденных норм на 40,1 ккал или 2,2%)
- наименьший показатель калорийности блюд в детском саду № 6 «Жемчужинка» 896,81 ккал, что меньше утвержденных норм на 903,19 ккал ил на 50,2%.
10. Выборочная проверка энергетической ценности завтрака в школах показала, что фактическая энергетическая ценность завтрака:
- за счет бюджетных средств (03.04.2014г.) составляет 272 ккал, что меньше рекомендуемых норм в 2 раза в МБОУ Ширинская СОШ № 18; на 211-328,5 ккал меньше рекомендуемых норм и составляет 259 ккал в МБОУ Спиринская СОШ № 11
- за счет пожертвований родителей показала, что средняя энергетическая ценность составляет 650,41 ккал, что меньше потребности в пищевых веществах для обучающихся в возрасте 7-11 лет на 524,59 – 759,59 ккал или на 55,4- 46,1% , для возраста с 11 лет и старше на 706,09- 977,39 ккал или на 47,9-39,9%.
- по представленному меню МБОУ Жемчужненская СОШ № 1 для возраста с 11 лет меньше на 96,64 ккал, для возраста с 11 лет и старше на 96,64 меньше потребности в пищевых веществах
11. Нарушения учреждениями образования требований СанПиН 2.4.1.3049-13 и СанПиН 2.4.5.2409-08, выраженные в несоблюдении технологии приготавливаемых блюд и кулинарных изделий, не соответствия примерных десятидневных меню фактическим меню-требованиям, а также несоблюдении норм закладки продуктов, не обеспечивает разнообразное и полноценное питание детей, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей.
12. В нарушение п.1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в МБОУ Жемчужненская СОШ № 1 не ведется учет операций по приходу и расходу продуктов питания за счет пожертвований родителей. Выявлено наличие денежных средств в школьной столовой в сумме 3213,45 руб.
13. В нарушении ст. 34 Бюджетного Кодекса РФ КСП установлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 2792 руб. при сопоставлении табелей учета посещаемости детей с классными журналами.
14. Изложенные факты свидетельствуют об отсутствии ведомственного контроля со стороны главного распорядителя бюджетных средств, в том числе и за эффективностью и рациональностью использования средств, а также со стороны руководителей и ответственных лиц дошкольных учреждений.

Предложения.

По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетная палата предлагает:
в целях обеспечения качественным и сбалансированным питанием в образовательных учреждениях и детских дошкольных учреждениях муниципального образования Ширинский район:
• организовать питание детей в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13 и СанПин 2.4.5.2409-08;
• принять меры:
- по восстановлению в бюджет неэффективно использованных средств в сумме 2792 руб;
- по возврату учреждениям излишне оплаченных средств в сумме 1342 руб.;
- по направлению поставщикам требований об уплате неустойки в сумме 7493,78 т.руб.
• привести в соответствие (ст. 179 БК РФ) объем финансирование программы
«Школьное питание на 2012-2014 годы», утвержденную Постановлением администрации муниципального образования Ширинский район от 03.07.2013 г. № 1051 объему финансирования данной программы, утвержденной Решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район на 2014 г. и плановый период 2015-2016 г.;
• усилить контроль в части координации деятельности образовательных учреждений по
созданию необходимых условий для организации питания детей в учреждениях.



Председатель
контрольно-счетной палаты
муниципального образования
Ширинский район                                                                                             Т.С.Дьяченко



Вложения:

Контактная информация:
Адрес: 655200,  респ. Хакасия,  Ширинский район,  с.Шира,
         ул.Октябрьская, 79
Тел., факс: (39035) 9-12-10          E-mail:
adminshira@mail.ru

Создание и поддержка - РосГосСайт