Обращаем внимание! На данном сайте размещена информация до 31.12.2016 года

 

Новый сайт находится по адресу https://shiranet.ru

Отчеты по проверкам

Главная / Контрольно-счетная палата / Контрольные мероприятия / Отчеты по проверкам / ОТЧЕТ по результатам аналитического мероприятия Оценка рисков неэффективного и неправомерного использования муниципальным образованием Ширинский район бюджетных средств при реализации муниципальных программ в 2015-2016 годах.

ОТЧЕТ по результатам аналитического мероприятия Оценка рисков неэффективного и неправомерного использования муниципальным образованием Ширинский район бюджетных средств при реализации муниципальных программ в 2015-2016 годах.



 

Основание для проведения контрольного мероприятия: распоряжение председателя Контрольно счетной палаты муниципального образования Ширинский район от 20.01.2016г. № 2.

 Предмет  мероприятия:   Деятельность  администрации  муниципального  образования Ширинский район по формированию и реализации муниципальных программ.

 Объекты   мероприятия:   Администрация  муниципального   образования  Ширинский район, Управление образования администрации  муниципального  образования Ширинский район, муниципальные бюджетные образовательные учреждения  муниципального  образования Ширинский район.

 Цели мероприятия:

 Выявить возможные риски, влияющие на неэффективное и неправомерное  использование бюджетных средств при реализации муниципальных программ.

 Оценить возможные риски, влияющие на неэффективность и неправомерное использование бюджетных средств при реализации муниципальных программ.

  Проверяемый период: 2015 год, 2016 год.

  Срок проверки    по 11.03.2016 года.

 

  Проверка проведена на основании материалов, представленных администрацией муниципального образования Ширинский район, управлением образования муниципального образования Ширинский район и муниципальными бюджетными образовательными учреждениями.

   По результатам аналитического мероприятия составлен Акт №1 от 11.03.2016 года. Акт подписан руководителем Управления образования администрации МО Ширинский район и И.О.начальника отдела экономики и прогнозирования администрации МО Ширинский район.

    В ходе проверки установлено следующее:

 

 

4.1.1. Анализ формирования муниципальных программ муниципального образования Ширинский район.

Для решения стратегических задач, отраженных в «Программе социально - экономического развития муниципального образования Ширинский район на 2012-2016 годы» (далее по тексту программа - СЭР), по каждому направлению определены  муниципальные программы.

   Муниципальные программы являются инструментом в системе муниципального управления, при помощи которого становится возможным оценивать использования бюджетных средств с точки зрения результативности и эффективности.

    Объемы ассигнований, предусмотренные на реализацию муниципальных программ, на предмет их достаточности для достижения планируемых результатов.

В муниципальном образовании Ширинский район в 2015 году согласно решения Совета депутатов от 26.12.2014г. № 140 «Об утверждении  бюджета муниципального образования Ширинский район на 2015 год и плановый 2015-2016 годы» действовало 32 муниципальных программы. Согласно представленных паспортов муниципальных программ объем финансирования на 2015 год составляет 444812,01 т. руб.

 

Согласно представленных данных финансовым управлением администрации муниципального образования Ширинский район расходы на реализацию муниципальных программ составляют 135269,1 т. руб. или 14,4% в общем объеме расходов бюджета 2015 года (938124,1 т. руб.)

Фактическое исполнение по муниципальным программам за счет всех источников финансирования составило 135269,1 т. руб. или 91,67% от плана (147567,5 т. руб.) За счет местного бюджета расходы на реализацию муниципальных программ составили 42823,98 т. руб. или 81,18% от плана (54159 т. руб.).

Плановый объем снижения финансирования по муниципальным программам в 2015 году составляет 297244,5 т. руб. (444812,01 т. руб. - 147567,5 т. руб.), или 33%.

Если рассматривать программные мероприятия относительно запланированных средств в паспортах программ, то  исполнение по всем муниципальным программам составляет 30,41%.

Фактически за 2015 год реализовано 6 новых программ на сумму 8795,6 т. руб. или  90,11% от плана, или 68,8% от показателей, утвержденных паспортами программ.

Закончили свое действие 11 муниципальных программ, исполнение составляет 63495,85 руб. или 91,6 % от плана.

Объем снижения по программам, закончившим свое действие составляет  251123,7 т. руб. или 78%  (320450 т. руб. - 69326,3 т. руб.) Относительно запланированных средств в паспортах программ,  исполнение по программам, закончившим свое действие в 2015 году составляет 19,81%.

Таким образом, в результате значительного снижения по муниципальным программам, закончившим свое действие,  поставленные цели и задачи не достигнуты, эффект от реализации указанных муниципальных программ минимальный.

Согласно решения Совета депутатов от 25.12.2015г. № 302 «Об утверждении бюджета муниципального образования Ширинский район на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов»   в 2016 году предусмотрены к финансированию 28 муниципальных программ, общая сумма средств по программам составляет 939008,5 т. руб., в том числе за счет средств местного бюджета 36568,94 т. руб.

Согласно приложения к решению о бюджете 2016 года № 14 «Перечень муниципальных программ предусмотренных к финансированию из бюджета муниципального образования Ширинский район на   2016 год» сумма средств на реализацию муниципальных программ составляет 17948 т.руб. что составляет 2,8% в общих расходах бюджета муниципального образования Ширинский район (631857 т.руб.)

Данный факт противоречит ст.29(1) Закона Республики Хакасии № 93-ЗРХ от 07.12.2007 г. ( в редакции от 07.12.2015).

Снижение объемов финансирования за счет всех источников по муниципальным программам составляет 921060,5 т. руб. или 98,1%. Средства местного бюджета снижены на 18620,78 т. руб.  (36568,78 т. руб. - 17948 т. руб.) или на 49,1%.

По мнению Контрольно счетной палаты, снижение объема финансирования муниципальных программ является финансовым риском, который характеризует невыполнение обязательств по принятым муниципальным программам, в том числе достижение целей и задач, а также целевых показателей результативности программ.

Таким образом, планирование бюджета муниципального образования Ширинский район, с низким объемом бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ не позволяет концентрироваться  на достижении стратегических задач, не обеспечивает связь между выделяемыми ресурсами и результатами их использования, не способствует эффективности при расходовании бюджетных средств.

 

 

Соответствие муниципальных программ требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, Республики Хакасия, муниципальных правовых актов.

В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, Постановлением администрации муниципального образования Ширинский район от 18.11.2013г. № 1886 утвержден «Порядок, разработки, утверждения и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования Ширинский район».

По итогам анализа, Контрольно - счетной палатой установлено:

- при формировании муниципальных программ прослеживается формальный подход к постановкам целей и задач муниципальных программ, а также определению целевых индикаторов;

- не ко всем муниципальным программам приложено экономическое обоснование затрат на реализацию программных мероприятий;

- в результате снижения финансирования программ, не получен ожидаемый эффект, согласно утвержденных индикаторов муниципальных программ;

- отклонение исполненных мероприятий от первоначально запланированных несет за собой вероятность невыполнения целей и задач, определенных муниципальными программами

            Данные факты подтверждают наличие организационно-исполнительного риска при реализации муниципальных программ, что не обеспечивают эффективное использование муниципальных средств, запланированных для реализации муниципальных программ.

 

4.1.2. Оценка выполнения муниципальной программы  «Школьное питание на 2012-2017 годы».

Взаимосвязь целей, задач, мероприятий, целевых показателей и конечных результатов программы.

В целях организация здорового питания в общеобразовательных организациях Республики Хакасия Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 596 утверждена подпрограмма "Школьное питание в Республике Хакасия на 2011 - 2015 годы" в рамках реализации Государственной  программы Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия (2011 - 2015 годы)"

В 2015 году объем субсидий для всех муниципальных образований определен  в сумме 40600 тыс. руб., в том числе для муниципального образования Ширинский район в сумме 2728 т. руб. (Постановление Правительства Республики Хакасия от 03.02.2015 N 27)

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 N 556  утверждена государственная программы Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия (2016 - 2020 годы)". Мероприятия по школьному питанию реализуются в рамках подпрограммы 1 "Развитие дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования".

На 2016 год  утверждены субсидии бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по предоставлению школьного питания на 2016 год в сумме 42300 т. руб., в том числе для муниципального образования Ширинский район  в сумме 2506 т. руб.  (Постановление Правительства Республики Хакасия от 25.01.2016 N 20)

Постановлением администрации муниципального образования Ширинский район  от 22.09.2014г. № 637 утверждена муниципальная программа «Школьное питание на 2015-2017 годы»».

Основные цели и задачи Программы:

- обеспечение обучающихся общеобразовательных организаций Ширинского района здоровым питанием;

- совершенствование рационов питания детей предшкольного возраста и учащихся 1 - 4 классов, формирование культуры здорового питания обучающихся.

            Целевые показатели программы:

- повышение охвата школьников горячим питанием, по годам (нарастающим итогом): 2015 - 87%; 2016 - 88%; 2017 - 90%;

- доля детей предшкольных групп и обучающихся 1 -4 классов общеобразовательных организаций Ширинского района, употребляющих молоко в объеме 200 мл не менее двух раз в учебную неделю в осенне-зимний и зимне-весенний периоды учебного года, - до 2017 года включительно не менее 100%   детей указанной категории.

Ожидаемые результаты реализации программы:

- повышение охвата школьников горячим питанием - до 90%;

- укрепление здоровья воспитанников предшкольных групп и учащихся 1-4 классов общеобразовательных организаций Ширинского района за счёт употребления витаминизированного молока в объеме 200 мл не менее двух раз в неделю в осенне-зимний и зимне-весенний периоды учебного года.

Рассмотрев Программу на предмет соответствия Порядку  разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, Контрольно-счетная палата муниципального образования Ширинский район отмечает следующее:

1.                  В нарушение п/п 2 п. 2.1. Порядка  разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, в описании  раздела 1 «Общая характеристика сферы реализации программы»,  не раскрыт в полной мере анализ основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития. (оценка общего социального, экономического эффекта от реализации Программы, определение масштаба и динамики позитивных или негативных социальных воздействий при принятии или непринятии Программы);

2.                  в нарушение п.п.6 п. 2.1. указанного Порядка  ресурсное обеспечение программы составлено не в разрезе разделов, подразделов целевых статей и видов расходов функциональной классификации расходов бюджета муниципального образования Ширинский район.

Кроме, того,  в разделе 5 «Смета расходов программы»,   количество детей на 2015 год по программе (1595 чел.) не соответствует количеству детей по определенной «Соглашением о сотрудничестве по организации питания детей предшкольного возраста и обучающихся 1-4 классов в 2015 году» (1607 чел.)

 Отличается стоимость 1 учебного дня: в смете программы равна 5 рублей, Соглашением определено 5,7 рублей из республиканского бюджета РХ и 5,7 рублей из местного бюджета.

Данный факт ставит под сомнение обоснованность расходных обязательств на реализацию Программы.

3.                  В нарушение п/п 7 п. 2.1. указанного Порядка в программе не отражены целевые показатели и индикаторы муниципальной программы количественно характеризующие эффективность реализации программы, показатели, характеризующие ход реализации и степень решения задач;  показатели оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти.

В дальнейшем данный факт может оказать отрицательное влияние на проведение оценки  эффективности программы

 

Освоение бюджетных ассигнований на выполнение программных мероприятий, достижение результатов муниципальной программы.

            Объем бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы «Школьное питание на 2015-2017 годы» составляет  11571,5 т. руб., в том числе:

- за счет бюджета муниципального образования Ширинский район, 3947,6 т. руб., в том числе: 2015 год - 1315,9 т. руб.; 2016 год - 1315,9 т. руб.; 2017 год - 1315,9 т. руб.

- за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия 7623,9 т. руб., в том числе 2015 год -1885,9 т. руб., 2016 год - 2448 т. руб., 2017 год - 3290 т. руб.

Согласно паспорта программы объем средств в 2015 году, на реализацию программы составляет 3201,8 т.руб.

Согласно ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования Ширинский район по Управлению образования администрации Ширинский район на реализацию муниципальной программы «Школьное питание на 2015-2017гг.» бюджетные ассигнования составили 3970 т. руб., в том числе:

- за счет бюджета муниципального образования в сумме 1242 т. руб.;

- за счет средств республиканского бюджета РХ в сумме 2728 т. руб.

            При внесении изменений в бюджет, отсутствует экономическое обоснование, расчет увеличения объема финансирования.

В решении о бюджете от 26.12.2014г. № 229 запланировано 140 т. руб. или 4,4% средств необходимых на реализацию муниципальной программы. Отклонение составляет 3061,8 т. руб.

В результате изменений в бюджет 2015 года, на реализацию муниципальной программы запланировано 3970 т. руб., что больше на 768,2 т. руб. или на 24 % от средств, утвержденных муниципальной программой.

Следует отметить, что изменения в муниципальную программу в 2015 году с учетом утверждения бюджета не вносились.

В 2015 году в целях исполнения постановления Правительства Республики Хакасия от 03.02.2015г. № 27 «Об утверждении распределения субсидии бюджетам муниципальных образований на питание детей предшкольного возраста и обучающихся 1-4 классов, в том числе включение в рацион питания молока на 2015 год»

между Министерством образования и науки Республики Хакасия и муниципальным образованием Ширинский район заключено Соглашение №20 от 27.02.2015г. «О сотрудничестве по организации питания детей предшкольного возраста и обучающихся 1-4 классов в 2015 году»на сумму 3605 т.руб.

Дополнительным соглашением от 24.04.2015г. № 6 внесены изменения в Соглашение от 27.02.2015г. № 20 в части обучающихся детей, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий за счет республиканского бюджета Республики Хакасия в размере 30 руб. в учебный день на 1 человека, без увеличения суммы субсидии.

Субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия запланированы на следующие мероприятия:

- осуществление горячего питания  детей предшкольного возраста и обучающихся 1-4 классов;

- включение в рацион питания витаминизированного молока (не менее 12 учебных недель);

- организация питания обучающихся, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий.

Согласно Постановления Правительства РХ от 03.02.2015г. № 27 (ред. от 20.11.2015г. № 612) объем субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия составил 2728 т. руб.

В результате анализа  Соглашения «О сотрудничестве по организации питания детей предшкольного возраста и обучающихся 1-4 классов в 2015 году» и плановых мероприятий программы КСП установлено:

  • в разделе 5 Программы «Смета расходов программы»,   количество детей на 2015 год по программе (1595 чел.) не соответствует количеству детей по определенной «Соглашением о сотрудничестве по организации питания детей предшкольного возраста и обучающихся 1-4 классов в 2015 году» (1607 чел.) отклонение составляет 12 человек;
  • отличаются целевые показатели результативности программы: в Программе показатель «Охват детей предшкольного возраста и обучающихся 1-4 классов горячим питанием» составляет в 2015 году - 87%, в Соглашении данный показатель составляет - 99%, отклонение составляет 12%.

В 2016 году в целях исполнения постановления Правительства Республики Хакасия от 25.01.2016г. № 20 «Об утверждении распределения субсидии бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий  по предоставлению школьного питания на 2016 год» между Министерством образования и науки Республики Хакасия и муниципальным образованием Ширинский район заключено Соглашение № 66 от 27.01.2016г. «О предоставлении субсидии на  реализацию мероприятий  по предоставлению школьного питания на 2016 год».

Размер субсидии, предоставляемой из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования Ширинский район по соглашению составляет 2506,т. руб.

Решением Совета депутатов от 25.12.2015г. № 302 «Об утверждении бюджета муниципального образования Ширинский район на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов»  на реализацию муниципальной программы «Школьное питание на 2015-2017 годы» в сумме 700 т. руб.

Таким образом, на этапе заключения Соглашения и начала реализации мероприятий Программ,  отсутствие  расчета стоимости мероприятий программ,  и отсутствие четких целевых индикаторов  подтверждает наличие организационно - управленческого риска.

При разработке муниципальной программы необходимо оценивать каждое программное мероприятие по ряду критериев: цель и решаемая проблема, планируемые объемы продукции или услуг (для инвестиционных проектов), сроки реализации, объемы и источники финансирования, показатели эффективности (платежи в бюджеты всех уровней, сроки окупаемости, количество новых рабочих мест) и т.д.

 

Реализация программных мероприятий

В 2015 году питание детей предшкольного возраста и обучающихся 1-4 классов  организовано 23 муниципальными образовательными учреждениями муниципального образования Ширинский район (с учетом филиалов).

Из 23 общеобразовательных учреждений школьные столовые имеют 13, что составляет 56,5% от общего количества учреждений. В 7 школах питание обучающихся организовано в буфетах, трех школах обучающиеся питаются в арендуемых столовых (по данным годового отчета о ходе реализации муниципальной программы «Школьное питание на 2015-2017 годы» за 2015 год)

Согласно представленным бухгалтерским данным, в 2015г.:

- горячее питание учащихся 1-4 классов организовано во всех бюджетных  общеобразовательных  учреждениях за счет республиканского и местного бюджетов;

- горячее питание за счет пожертвований родителей организовано в 10 учреждениях, что составляет 43,5% от всех бюджетных общеобразовательных учреждений района.

К проверке представлены «Заявки на финансирование субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на питание детей предшкольного возраста и обучающихся 1-4 классов, в том числе включение в рацион питания молока в 2015 году».

Так, по данным учреждений,  в марте больше на 18 детей, в мае больше на 9 человек, в сентябре больше на  160 детей, в октябре больше на 54 человека, в ноябре меньше на 36 человек, в декабре больше на 32 ребенка, в январе 2016 года меньше на 59 человек.

К примеру, в марте 2015г. отклонение по количеству детей составляет 18 человек, количество учебных дней составляет 16 дней. Не подано заявок на 18 детей на сумму 3282 руб., в том числе за счет республиканского бюджета 1641,6 руб.; за счет местного бюджета 1641,6 руб.

           В результате, в проверяемые месяцы не подано заявок на питание детей на сумму 56726,4 руб.

Таким образом, несоответствие количества детей в заявках, отправляемых в Министерство образования РХ до 25 числа месяца, предшествующего финансированию (п.2.2.4. Соглашения от 27.02.2015г. № 20) и количества детей фактически получивших питание является подтверждением организационно- управленческого риска, который влияет на финансирование мероприятий Программы.

            На основании п.2.1.2 Соглашения от 27.02.2015г. № 20 всего в 2015 году подано заявок в Министерство образования и науки РХ на организацию питания воспитанников предшкольных групп и учащихся 1-4 классов на сумму 3356,4 т. руб., в том числе 2167,5 т. руб. за счет республиканского бюджета РХ и 1188,9 т. руб. за счет местного бюджета.

            С учетом кредиторской задолженности (по мероприятиям муниципальной программы «Школьное питание на 2012-2014 годы» за 2014 год в сумме 560,5 т. руб. - республиканский бюджет) объем финансирования программных мероприятий в 2015 году составляет 3205,7 т. руб., в том числе республиканский бюджет 2106,8 т. руб., из местного бюджета 1188,9 т. руб.

          На основании представленных данных, установлено, что в 2015 году подано заявок на финансирование меньше, чем утверждено бюджетом на  613,6 т. руб., в том числе за счет республиканского бюджета на 560,5 т. руб., за счет местного бюджета на 53,1 т. руб.;

            Финансирование заявок составило в сумме 2645,2 т. руб. или 78% от запланированных заявок, кредиторская задолженность на 01.01.2016г. составила 711,2 т. руб. за счет средств республиканского бюджета.

            Вышеуказанные факты подтверждают невыполнение финансирования программных мероприятий муниципальной программы на 1324,8 т. руб.  (3970 т. руб. - 2645,2 т. руб.) или на 33,4%, в том числе за счет республиканского бюджета не исполнены мероприятия на 1271,7 т. руб. или 46,6%, за счет местного бюджета на 53,1 т. руб. или на 4,3%.

В 2016 году подано заявок на финансирование в сумме 649,4 т. руб., в том числе на финансирование из республиканского бюджета 333,9 т. руб., из местного бюджета 315,5 т. руб.

Фактически финансирование осуществлялось только из местного бюджета в сумме 315,5 т. руб. (январь147,7 т. руб., февраль 167,8 т. руб.)

Управлением образования администрации муниципального образования Ширинский район представлен приказ от 05.12.2013 г. № 2924 «Об утверждении Положения об организации питания учащихся и воспитанников» (по школам).

В соответствии с указанным Приказом питание детей в школе регламентировано требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45, действующих с 01.10.2008.

В 2015 году в рамках Соглашения от 27.02.2015г. № 20 (стоимость питания в 1  учебный день на 1 ребенка не менее 5,7 руб.) приказами Управления образования  увеличивалась стоимость средств на питание детей предшкольного возраста и обучающихся 1-4 классов за счет субсидий из бюджета Республики Хакасия:

КСП отмечает, что стоимость 1 учебного дня за счет республиканского бюджета увеличивалась без расчета и увеличения лимитов.

            Анализируя представленные документы, КСП отмечает, что в 2015 году, необеспеченно исполнение программных мероприятий не полном объеме:

            - не осуществлялось питание в январе и феврале 2015 года, так как  Соглашение заключено 27.02.2015 года;

- стоимость питания в  один учебный день на одного ребенка не соответствует, заключенному Соглашению;

- количество детей по заявкам на финансирование питания не соответствует количеству детей, фактически получивших питание.

            Объем финансирования за счет бюджетных средств по МБОУ Целинная СШ № 14 на организацию питания в 2015 году составил 178,5 т. руб., в том числе: республиканский бюджет 124,5 т. руб., местный бюджет 54,1 т. руб.

            Кредиторская задолженность на 01.01.2015г.  составила 38,8 т. руб. на 01.01.2016г. составила 17,9 т. руб.

            Кроме того,  в первом полугодии 2015 году в образовательном учреждении осуществлялась организация питания за счет пожертвований родителей. Объем средств составил 179493,48 руб.

Согласно протокола, родительского собрания от 24.09.2015г., принято решение о том, что в 2015-2016 учебном году учащиеся 1-4 классов питаются только за счет субсидий.

В проверяемый период поставка продуктов питания  осуществлялась на основании заключенных контрактов с индивидуальным предпринимателем Бетке Наталья Ивановна: № 6 от 31.12.2014г. на сумму 379,1 т. руб.;  № 7  от 01.09.2015г., на сумму 86,6 т. руб.; №8  от 11.01.2016г. на сумму 307,3 руб.

            На основании указанных контрактов поставлялись продукты питания за счет всех источников финансирования, в том числе и родительские пожертвования на питание детей.

            В 2015 году в данном учреждении выдавалось детям молоко  «Тёма» в тетрапакетах объемом 200 грамм с трубочкой, только в апреле и мае 2015 года в количестве 1368 пакетов. Общая сумма, выделенная на включение молока в рацион питания, составила 29822,40 руб.

Таким образом, в МБОУ Целинная СШ №14 по реализации программных мероприятий следует отметить следующее:

- при организации питания за счет бюджетных средств наблюдается недостаточное или несбалансированное питание -  энергетическая ценность завтрака не во все дни соответствует норме 470-587,5 ккал. Тем самым подтверждается недостижение Цели программы: «обеспечение обучающихся общеобразовательных организаций Ширинского района здоровым питанием»;

- показатель программы «доля детей употребляющих молоко в объеме 200 мл не менее двух раз в учебную неделю в осенне-зимний и зимне-весенний периоды учебного года» не исполняется (январь, февраль, март, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года)

            Следовательно основные цели и показатели результативности программы «Школьное питание в 2015-2017 гг.» в 2015 году достигнуты не в полном объеме.

  • МБОУ Топановская СОШ № 16 (выборочная проверка за декабрь 2015 года)

            К проверке представлены документы:

- Положение об организации питания обучающихся (воспитанников) в образовательном учреждении, утвержденное приказом №17/1 от 03.09.2014г.;

- примерное 10 дневное меню на 2015-2016 учебный год, утвержденное приказом директора от 02.09.2015г. №3, зимний сезон, возрастная группа от 7 до 10 лет;

- технологические карты,

- ежедневные меню требования;

- количество детей предшкольных групп и учащихся 1- 4 классов.

В ходе проверки установлено:

1. Общий объем финансирования по МБОУ Топановская СШ №16 на организацию питания в 2015 году составил   53,4 т. руб., в том числе: республиканский бюджет 35,9 т. руб., местный бюджет 17,4 т. руб.

         2.Кредиторская задолженность на 01.01.2015г.  составила 15,6 т. руб. на 01.01.2016г. составила 5,8 т. руб.

3. КСП отмечает, что табеля учета посещаемости детей в МБОУ Топановская СШ № 16 составлены формально.

4. В проверяемый период поставка продуктов питания  осуществлялась на основании заключенного договора от 25.02.2015г. № 23 «Ширинским райпотребсозом».

В соответствии с разделом 2 договора «Цена и порядок расчетов»:

2.1 Организация расчета продуктов питания осуществляется на основании меню и в сроки утвержденные сторонами.

2.2. Расчет за поставленные и принятые от Поставщика продукты производится Заказчиком в конце месяца за фактическую поставку продуктов питания, после поступления документов (счет фактура, накладная) в бухгалтерию Заказчика не позже 25 числа).

2.3.  Цена и объемы поставки продуктов на период действия настоящего договора являются фиксированными и пересмотру не подлежат.

2.4.  Цена продуктов должна быть указана с учетом расходов на перевозку, страхование уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей.

Фактически к договору не приложены подтверждение Цены и объемов поставки продуктов.

В связи с этим проверить соответствие оборотных ведомостей по приходу и расходу продуктов питания по стоимости с заключенным договором не представляется возможным.

            5. В проверяемый период в данном учреждении выдавалось детям молоко  «Тёма» в тетрапакетах объемом 200 грамм с трубочкой, в апреле и мае 2015 года в количестве 360 пачек. Общая сумма, выделенная на поставку молока, составила 7848 руб.

Таким образом, в МБОУ Топановская СШ №16 по реализации программных мероприятий следует отметить следующее:

- при организации питания за счет всех источников финансирования наблюдается недостаточное или несбалансированное питание -  энергетическая ценность завтрака не во все дни, соответствует норме 470-587,5 ккал, что подтверждает неисполнение Цели  программы: «обеспечение обучающихся общеобразовательных организаций Ширинского района здоровым питанием»;

- фактический рацион питания составлен с нарушениями, не соблюдаются нормы закладки продуктов в представленных меню требованиях, следовательно, и нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах в нарушение СанПиН 2.4.5.2409-08. Данный факт подтверждает неисполнение Цели программы: «совершенствование рационов питания детей предшкольного возраста и учащихся 1 - 4 классов, формирование культуры здорового питания обучающихся»

- несоответствие табелей учета посещаемости детей классным журналам по количеству дето - дней привело к излишним выплатам из бюджетов в сумме 152,90 руб.

- показатель программы «доля детей употребляющих молоко в объеме 200 мл не менее двух раз в учебную неделю в осенне-зимний и зимне-весенний периоды учебного года» не исполняется (в следующие месяцы: январь, февраль, март, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2015 года)

   Следовательно, основные Цели и  показатели результативности программы «Школьное питание в 2015-2017 гг.» в 2015 году полностью не достигнуты.

 Выборочная проверка муниципальных бюджетных учреждений показала, что ожидаемые результаты реализации программы:

 «повышение охвата детей предшкольного возраста и обучающихся 1-4 классов горячим питанием до  90%»;

«укрепление здоровья воспитанников предшкольных групп и учащихся 1-4 классов общеобразовательных организаций Ширинского района за счёт употребления витаминизированного молока в объеме 200 мл не менее двух раз в неделю в осенне-зимний и зимне-весенний периоды учебного года»

составлены формально, не измеримы, не имеют четкую формулировку, что ведет к недостижению ожидаемых результатов программы.

 

Достижение результатов муниципальной программы

Фактический объем средств на организацию питания  в 2015 году (по данным бухгалтерии УО) составил 3205,7 т. руб. или 80,7% от плана утвержденного бюджетом (3970,0 т. руб.), в том числе:

- за счет средств республиканского бюджета 2016,8 т. руб. (560,5 т.руб. кредиторская задолженность и 1456,3 т. руб. питание);

- за счет средств местного бюджета 1188,9 т. руб.

Кредиторская задолженность на 01.01.2015г. составила 560,5 т. руб. - за счет средств республиканского бюджета. По состоянию на 01.01.2016г. кредиторская задолженность составила 711,2 т. руб. за счет средств республиканского бюджета.

В 2016 году подано заявок на финансирование в сумме 649,4 т. руб., в том числе на финансирование из республиканского бюджета 333,9 т. руб., из местного бюджета 315,5 т. руб.

Фактически финансирование осуществлялось только из местного бюджета в сумме 315,5 т. руб. (январь147,7 т. руб., февраль 167,8 т. руб.)

В проверяемый период за счет средств мероприятий текущего года оплачивалась кредиторская задолженность прошлого года.

Согласно представленных бухгалтерских данных муниципальных образовательных учреждений (журналы операций № 3 по расчетам с подотчетными лицами), имеет место факт приобретения продуктов питания без оплаты поставщику (в долг). Наличие кредиторской задолженности тому подтверждение.

На основании вышеизложенного КСП отмечает, что по муниципальной программе «Школьное питание на 2015-2017годы» не прописаны четкие критерии результативности программы, что не позволило количественно оценить целесообразность ее принятия и степень эффективности ее реализации.

            Расходы муниципального образования на мероприятия муниципальной программы «Школьное питание 2015-2017 гг.» нельзя оценить, как осуществленные результативно.

В проверяемый период бюджетные учреждения осуществляли закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии в соответствии с п. 5 ч.1 ст. 93 Закона 44-ФЗ.

Контрольно счетная палата отмечает, что бюджетные учреждения не воспользовались правом ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

 

Выводы.

 

К рискам реализации муниципальной программы, которыми может управлять ответственный исполнитель муниципальной программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие.

  • Исполнительский риск, который связан с возникновением проблем в реализации муниципальной программы в результате недостаточной квалификации и (или) недобросовестности ответственных исполнителей. Данный риск обусловлен большим количеством участников реализации муниципальной программы.

Так, при реализации мероприятий муниципальной программы «Школьное питание 2015-2017гг» установлено:

- недобросовестное отношение исполнителей, которое выразилось в некачественном заполнении табелей учета посещаемости детей, что привело к излишним выплатам из бюджетов (риск искажения учетных и отчетных данных);

 - не соблюдаются нормы закладки продуктов, и нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах (риск невыполнения ожидаемых результатов программы);

- количество детей по заявкам на финансирование питания не соответствует количеству детей, фактически получивших питание.

Также следует отнести к исполнительским рискам:

- риск увеличения рыночных цен на продукты питания;

- риск невыполнения обязательств поставщиками,

- риск ненахождения поставщиков при планируемых ценах на продукты.

Реализация исполнительского риска может привести к нецелевому или неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий муниципальной программы.

  • Организационный риск, который связан с несоответствием организационной инфраструктуры реализации муниципальной программы ее задачам.

Так, Управлением образования администрации муниципального образования Ширинский район при разработке программы не учтено следующее:

- нет расчета стоимости мероприятий программ;

- отсутствуют четкие целевые индикаторы муниципальной программы;

- не представлен расчет необходимого количества пакетов молока на  осенне-зимний и зимне-весенний периоды учебного года.

Вышеуказанные действия УО подтверждают организационно - управленческие риски,  а также риски отсутствия результативности контроля.

Реализация мероприятий муниципальной программы зависят  от принятия необходимых организационных решений, требует высокой эффективности координации их деятельности и отлаженных административных процедур для снижения данного риска.

 Реализация данного риска может привести к задержкам в реализации муниципальной программы, срыву сроков и результатов выполнения отдельных мероприятий.

  • Риск финансового обеспечения, который связан с финансированием муниципальной программы в неполном объеме, как за счет средств бюджета муниципального образования, так и республиканского бюджета.

 Данный риск возникает по причине значительной зависимости от привлечения средств республиканского бюджета.

По мнению Контрольно счетной палаты, снижение объема финансирования муниципальных программ является финансовым риском, который характеризует невыполнение обязательств по принятым муниципальным программам, в том числе достижение целей и задач, а также целевых показателей результативности программ.

 

Предложения

 

Для минимизации указанных рисков в ходе реализации муниципальной программы необходимо:

- создание эффективной системы управления на основе четкого распределения полномочий и ответственности исполнителей муниципальной программы,

- мониторинг выполнения муниципальной программы,

- регулярный анализ и, при необходимости, корректировка показателей и мероприятий муниципальной программы, перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов решения тактических задач;

- проводить внешнюю проверку, экспертизу муниципальных программ;

- осуществлять прогнозную (справочную) оценку ресурсного обеспечения муниципальной программы за счет всех источников финансирования.

 

Председатель

контрольно-счетной палаты

муниципального образования

Ширинский район                                                                                 Т.С.Дьяченко

 



Вложения:

Контактная информация:
Адрес: 655200,  респ. Хакасия,  Ширинский район,  с.Шира,
         ул.Октябрьская, 79
Тел., факс: (39035) 9-12-10          E-mail:
adminshira@mail.ru

Создание и поддержка - РосГосСайт