Прогноз социально-экономического развития муниципального образования Ширинский район на 2010-2012 гг.
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШИРИНСКИЙ РАЙОН
НА 2010-2012 ГОДЫ
ДЕМОГРАФИЯ
Территорию муниципального образования Ширинский район представляют 15 муниципальных образований поселений из 35 населенных пунктов со среднегодовой численностью населения, по данным Хакасстата, 28,1 тыс. человек. В связи с принятием Закона Республики Хакасия о смене статуса п. Шира, п. Коммунар, п. Туим, изменилась структура численности населения (Постановления Верховного Совета Республики Хакасия № 1104-32 - 1106-32 29 октября 2008 г.).
В 2008г году наблюдалось незначительное увеличение рождаемости и смертности. Число родившихся зарегистрированных в 2008 году увеличилось по сравнению с 2007 годом на 6 человек. Тем не менее, превышение уровня смертности над рождаемостью достаточно велико 173 человека (родившихся 414, умерших 587 человек). Показатель общей смертности в 2008 году составил 20,6 человек на 1000 населения, по сравнению с прошлым годом он увеличился на 1,9% (в 2007г. - 17,7 человек на 1000 населения).
В 2008 году в район прибыло 428 человек, убыло 813 человек, миграционная убыль составила 385 человек. По сравнению с 2007 годом (300 чел.) она увеличилась.
В прогнозируемом периоде ожидается дальнейшее снижение численности постоянного населения в основном из-за устойчивой тенденции естественной убыли населения. При успешной реализации демографических программ по стимулированию рождаемости и приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения ожидается замедление темпов естественной убыли населения за счет увеличения общего коэффициента рождаемости до 13,1 в 2012 году и снижения уровня смертности.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Промышленность занимает ведущее место в экономике муниципального образования Ширинский район. Основой промышленности является добыча полезных ископаемых и обрабатывающее производство.
В 2008 году промышленностью произведено продукции по полному кругу предприятий в действующих ценах на 858,8 млн. руб. Индекс промышленного производства составил по сравнению с 2007 годом 105,1%. Добыча полезных ископаемых увеличилась на 23,5% к уровню 2007 года. Добыча золота увеличилась на 3%, серебра сократилась на 27,3% к предыдущему году. Увеличилась добыча строительных нерудных материалов: щебень и гравий из природного камня и песчанно-гравийных материалов 164,4% (7,4тыс. куб.м.). По прогнозу ожидается дальнейшее увеличение объема добычи полезных ископаемых.
В 2008 году металлургическое производство сократилось на 21,6% по сравнению с предыдущим годом и составило 262,1 млн. руб.
В разделе «Обрабатывающее производство» произошло увеличение производства пищевых продуктов на 27,6%, за счет увеличения производства муки. Увеличение производства мяса, включая субпродукты 1 категории, в натуральном выражении на 14,8%, на предприятиях всех форм собственности.
В 2009 году прогнозируется спад производства в металлургическом производстве и рост в производстве пищевых продуктов. Ожидается рост обработки древесины и производству изделий из дерева.
Объем производства теплоэнергии для всех потребителей увеличился в натуральном и стоимостном выражении. В 2009 году ожидается рост отпущенной теплоэнергии для бюджетофинансируемых организаций.
Ожидаемый по прогнозу в 2009 году индекс физического объема промышленного производства составит 104,0 % и в абсолютной величине составит 1220,млн. руб., в 2010 году - 101,0% и 1337 млн. руб.
Факторы, оказывающие негативное влияние на рост промышленности в муниципальном образовании Ширинский район:
- рост цен на потребительском рынке;
- сложное финансовое положение и слабая расчетная дисциплина многих предприятий и организаций;
- постоянный рост цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий;
- наличие на предприятиях сферы материального производства значительного количества морально устаревшего и физически изношенного оборудования;
- отсутствие реальных и эффективных механизмов управления;
- отсутствие инвестирования предприятий реального сектора экономики, что не позволяет приобретать современное высокоэффективное оборудование и перспективные технологии.
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Сельскохозяйственное производство является одним из важных секторов экономики района, после промышленности.
Продукции сельского хозяйства в хозяйстве всех категорий в 2008 году произведено на сумму 625,2 млн. руб. В Ширинском районе действуют 7 сельскохозяйственных предприятий и 23 крестьянско-фермерских хозяйства.
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в сравнении с 2007годом увеличился на 11,5%.
В 2008 году в сельхозпредприятиях района отмечен рост продукции животноводства 101,4 % к уровню 2007 года. Рост продукции растениеводства 13,6%.
В 2008 году отмечен рост поголовья крупно-рогатого скота. По сравнению с 2007 годом оно увеличилось на 30% (8954). Поголовье овец и коз увеличилось незначительно (1,2%).
Производство скота и птицы на убой (в живом весе) увеличилось на 21,5% к уровню 2007 года, производство молока увеличилось на 20% к уровню 2007 года, или на 1100т. Надой молока на одну корову составил 3300кг., что на 15,4% больше по сравнению с 2007 годом.
В 2008 году разработана и принята районная целевая программа «Развитие сельского хозяйства в муниципальном образовании Ширинский район на 2009-2011 годы». Программой предусмотрено субсидирование затрат 6,0 млн. руб. ежегодно.
В 2008году из местного бюджета выплачены субсидии: на компенсацию затрат на растениеводство, производства молока, на развитие маточного овцеводства, табунного коневодства, мараловодство - 4477,1 тыс. руб.
Предусмотрено развитие личных подворий, которое способствует включению в товарное производство более широких слоев сельского населения, увеличивает его занятость и материальное благосостояние, а также способствует насыщению рынка качественными и более дешевыми продуктами питания.
Увеличению производства продукции и повышению эффективности агропромышленного производства в значительной мере будут способствовать предусмотренные в республике меры по реализации национального проекта «Развитие АПК».
ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ
Главной стратегической целью в достижении максимального вклада в подъем и стабилизацию экономики района, повышение ее деловой активности, уровня жизни населения, эффективности трудовых, природных и производственных ресурсов является создание и развитие сети автомобильных дорог. Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 653,98 км, в том числе 557,62 км с твердым покрытием. В 2008 году проводились работы по содержанию, ремонту и строительству сети автомобильных дорог в Ширинском районе. В муниципальном образовании в 2008г. восстановлено 5,9 км. асфальтобетонного покрытия. В соответствии с реализацией целевых программ по развитию дорог, уложено асфальто-бетонное покрытие в муниципальных образованиях Жемчужненский поссовет (протяженность 400м), Соленоозерный сельсовет (протяженность - 495 м). В планируемый период продолжатся работы по модернизации автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Перевозка грузов в 2008 году составила 836,4 тыс. тонн, по сравнению с 2007 годом она увеличилась на 14,6%. Грузооборот по данным 2008 года составил 12513,97.тонно-км., по сравнению с предыдущим годом он сократился на 9%.
В 2008 году проложен оптико-волоконный кабель до с. Туим. Параллельно проводилась работа по замене аналоговых АТС на цифровые в селах Борец и Целинный. В 2008 году заменены АТС в населенных пунктах Шира, Соленоозерное и Фыркал. В 2009 году планируется завершить работы по замене аналоговых АТС на цифровые ещё в пяти селах Ширинского района. Все это позволит кардинально улучшить качество, повысить объем и надёжность услуг проводной связи.
На территории Ширинского района работают операторы сотовой связи «Енисейтелеком», «МТС», «Билайн», «Мегафон». Работа по расширению зоны охвата и улучшения качества сотовой связи продолжается.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
Потребительский рынок - это крупный сектор экономики района, обеспечивающий товарами и услугами порядка 28,1 тыс. жителей района и его гостей. В период рыночных преобразований он претерпел коренные изменения и в настоящее время отличается относительно высокой насыщенностью товарами и отсутствием товарного дефицита. Торговля и платные услуги населению являются важной бюджетообразующей отраслью экономики.
Розничный товарооборот и оборот общественного питания растет за счет малого бизнеса, в основном это малые предприятия и предприниматели без образования юридического лица.
Рост реальной заработной платы и пенсий в 2007 году способствовал дальнейшему увеличению потребительского спроса. Так в 2007 году оборот розничной торговли на одного жителя района составил 26110 рублей.
Оборот розничной торговли (с учетом досчета) в 2008 году составил 733,7 млн. руб., оборот общественного питания - 25 млн. руб. Индекс физического объема оборота розничной торговли равен 119,3%, оборота общественного питания - 109,2%. Оборот розничной торговли и общественного питания напрямую связан с большим потоком отдыхающих в летний период на территории муниципального образования Ширинский район.
В среднесрочной перспективе динамика и изменение структуры розничного товарооборота будут характеризоваться неоднозначными тенденциями. С одной стороны, замедление роста доходов населения будет несколько тормозить рост оборота розничной торговли. С другой стороны, позитивное влияние на его динамику будут оказывать снижение инфляции, а также кредитование банками покупок населением товаров длительного пользования.
В результате совокупного действия этих факторов розничный товарооборот в 2010-2012 годах будет демонстрировать позитивную динамику. По оценке в 2009 году оборот розничной торговли составит 718,0 млн. руб.; в 2010 году - 828,0 млн. руб., в 2011 году - 929,0 млн. руб., в 2012 году - 1027,0 млн. руб.
Рынок платных услуг является существенной частью общего потребительского рынка, на его долю приходится 31,7 %. В 2008 году населению района представлены платные услуги на общую сумму 357,2 млн. рублей, индекс физического объема составил 104,7 % к предыдущему году. В 2009г. индекс физического объема прогнозируется 101,0%.
В целом объем платных услуг населению в 2009-2012 годах будет расти на 8,3%.
Для рынка платных услуг населению в прогнозируемом периоде будет характерно:
- сохранение опережения темпов роста цен и тарифов на платные услуги населению по отношению к общей динамике потребительских цен;
- увеличение доли средств направляемых на оплату услуг, при одновременном сокращении доли расходов на приобретение товаров и общественное питание;
- сохранение опережающих темпов роста на чувствительные к изменению доходов населения виды услуг (услуги связи, отдельные виды транспортных и бытовых услуг, культуры, санаторно-оздоровительные) при замедлении спроса на услуги (жилищно - коммунальные услуги, отдельные виды транспортных и бытовых услуг, которые носят характер «обязательно»)
На формировании объема рынка услуг 2009-2012 годах существенное влияние по-прежнему будет оказывать ценовая политика, а именно регулирование цен на отдельные виды услуг и изменение цен и тарифов. Преобладающую роль в удовлетворении потребностей населения в услугах играют организации с частной и муниципальной формой собственности.
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Малое предпринимательство играет важную роль в решении экономических и социальных задач - это увеличение налоговой базы и создание новых рабочих мест, насыщение потребительского рынка товарами и услугами.
В районе зарегистрировано 15 малых предприятий с численностью работающих 543 человека. (В соответствии с законом № 209-ФЗ от 24.07.2007).
Количество зарегистрированных физических лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, на 01.01.2009г составило 558 человек (на 01.01.2008г. - 529 человек). Предпринимательство развивается не только по торгово-закупочной деятельности, услуги предоставляются в сфере бытового обслуживания, ремонта и производство мягкой и другой мебели, заготовки и реализации дров, услуг по туризму, производство полуфабрикатов из мяса, парикмахерских услуг, швейного производства, заготовки лекарственного сырья.
Доля малого предпринимательства в объеме производства товаров, работ и услуг составляет 19%. Доля налоговых поступлений от деятельности малого бизнеса в общем объеме налогов поступающих в местный бюджет составляет 1,5%.
Из общего количества предприятий малого бизнеса 25% составляют предприятия, занимающиеся оптовой торговлей; 10% строительством; 15% предприятий - обрабатывающее производство; 2,5% предприятий занимается добычей полезных ископаемых.
Оборот малых предприятий в 2008 году составил 228,4 млн. руб., рост к уровню 2007 года составил 138,7%. Большую часть в обороте малых предприятий составляет производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 28,2%, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 23,5%.
Развитие малого предпринимательства происходит значительными темпами, малый бизнес является перспективной сферой вложения капитала и способствует стабильности района. В Ширинском районе принята муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ширинском районе на 2008-2011 годы», в которой предусмотрена поддержка начинающим предпринимателям на развитие и расширение бизнеса.
Оценка малого предпринимательства в 2010 году и прогноз его развития на период до 2012 года свидетельствует о тенденции стабильного поступательного развития предпринимательской сферы в районе.
ИНВЕСТИЦИИ И ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД
На развитие экономики муниципального образования Ширинский район в 2008 году использовано 168,2 млн. руб. инвестиций в основной капитал. Индекс физического объема составил 201,1% в сравнении с 2007 годом.
В 2008 году 21.5 млн. руб. инвестиций направлены в основной капитал предприятиями по добычи полезных ископаемых.
В структуре инвестиций в основной капитал по чистым видам экономической деятельности в 2008 году отмечается увеличение инвестиций в транспорт и связь в 1,5 раза (2008г. - 35,8 млн. руб., 2007г. - 23,6 млн.руб.); в производство и распределение электроэнегргии, газа и воды в 3 раза (2008г.-39,4 млн.руб., 2007г.-10,3 млн.руб.) по сравнению с прошлым годом. Инвестиции в сельское хозяйство 195 тыс. руб. В 2009 году ожидается значительный рост инвестиций в сельское хозяйство: с начала года приобретена сельскохозяйственная техника, племенной скот и семена.
Инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов осуществляется за счет собственных и привлеченных средств. В 2008 г. собственные средства предприятий в структуре инвестиций составили 69,8 %., привлеченные 39,1 %. Источником привлеченных средств является федеральный бюджет.
В 2008 году собственные средства предприятий, направленные на инвестиции, составили 96,1 млн. руб.
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения в 2008 году составил 5985 руб. В 2009 году прогнозируется снижение инвестиций. В дальнейшем инвестиции будут расти, по прогнозу в 2012г. сумма инвестиций в основной капитал будет равна 311,7 млн. руб. (планируется завершить строительство очистных сооружений в п. Жемчужный.
Объём выполненных работ по виду деятельности «строительство» за 2008г. составил 62,5 млн. руб., по сравнению с 2007г. он увеличился на 16,6%. в сопоставимых ценах.
В муниципальном образовании Ширинский район 38 объектов капитального строительства (жилые дома, административные сооружения, магазины, базы отдыха, православный храм, очистные сооружения). Из-за недостатка финансовых средств не соблюдаются нормативные или плановые сроки ввода в эксплуатацию. В 2008 году в связи со стабильной финансовой ситуацией, сократилось число объектов, по которым не соблюдены сроки ввода. На 2009-2011 годы планируется увеличение данного показателя (финансовый кризис).
С 2007 года увеличилось индивидуальное жилищное строительство. В 2008 году было введено в эксплуатацию 15 домов общей площадью 2466 кв.м. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, в 2008 году составила 19,9 кв. м (увеличилась на 2% в сравнении с 2007г.), в том числе введенная в действие за год - 0, 09 кв.м.
БАЛАНС ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
Сводный финансовый баланс разработан в условиях действующего налогового и бюджетного законодательства с учетом изменений нормативов распределения доходов между уровнями бюджетной системы республики в 2008г. Баланс представляет собой свод всех доходов и расходов консолидированного бюджета района, региональных отделений государственных внебюджетных фондов, а также прибыли хозяйствующих субъектов, расположенных на территории района.
Доля собственных доходов местного бюджета (за исключением безвозмездных поступлений, поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений и доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями) в общем объеме доходов бюджета муниципального образования Ширинский район за 2007 год составила - 9,4%, за 2008 год - 8,2%, план на 2009 год-10%, 2010 год-10,1%, 2011 год- 10,6%, 2012 - 11,0%.
Собственные доходы бюджета муниципального образования Ширинский район (за исключением безвозмездных поступлений, поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений и доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями) ежегодно увеличиваются.
Общий объем расходов бюджета муниципального образования Ширинский район за 2007 год составил 362148,5 тыс. руб., за 2008 год 539680,4 тыс. руб. В 2008 году расходов исполнено на 177531,9 тыс. руб. больше, чем в 2007 году.
Рост расходов объясняется тем, что в 2008 году финансовая помощь из республиканского бюджета Республики Хакасия поступила в большем объеме по сравнению с 2007 годом.
В 2007 году в бюджет района поступила финансовая помощь в сумме 261251,2 тыс. руб., в 2008 году 361282,5 тыс. руб., кроме того, из бюджетов поселений на переданные полномочия поступило 43255,9 тыс. руб.
Общий объем расходов поселений Ширинского района за 2007год составил 40726 тыс. руб., за 2008 год 142670 тыс. руб.
Общий объем расходов бюджета муниципального образования Ширинский район на 2009 год утвержден в сумме 478495 тыс. руб.
По среднесрочному финансовому плану муниципального образования Ширинский район, который в условиях недостаточных бюджетных ресурсов, на 2010-2011 годы определялся исходя из прогнозируемой оценки поступления доходов и суммы финансовой помощи, получаемой из бюджета Республики Хакасия объем расходов на 2010 год определен в сумме 517537 тыс. руб., на 2011 год в объеме 567668 тыс. руб.
Муниципальные образования Ширинского района по реестрам расходных обязательств определили расходы на 2010 год в объеме 112411 тыс. руб., на 2011 год в объеме 132985 тыс. руб.
В общем объеме расходов бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств составили от 3,6 до 5%. В 2008 году в связи со строительством КНС в п. Жемчужный и приобретением котельной в п. Туим доля инвестиций на увеличение стоимости основных средств в общем объеме расходов составил 9%.
Расходы на образование ежегодно составляют от 43 до 45% от общего объема расходов бюджета муниципального образования Ширинский район. Основная сумма расходов по образованию направляется на оплату труда и начисления на оплату труда (более 70% от суммы расходов на образование). Бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств в общем объеме расходов на образование занимают от 3 до 6%.
По отчету за 2008 год на образование израсходовано 195530,3 тыс. руб., из которых 143527 тыс. руб. направлено на оплату труда и начисления на оплату труда, 13902 тыс. руб. направлено на увеличение стоимости основных средств.
Расходы на культуру составляют 3-4% от общего объема расходов бюджета муниципального образования Ширинский район. В бюджетах муниципальных образований поселений Ширинского района расходы на культуру составляют от 10 до 33% общих расходов. За 2007 год расходы муниципальных образований поселений на культуру составили 13278 тыс. руб., за 2008 год- 15657 тыс. руб., на 2009 год утверждено в бюджетах поселений 15810 тыс. руб., на 2010 и 2011 годы в проектах предусмотрено соответственно 18143 тыс. руб. и 21203 тыс. руб.
Из общей суммы расходов поселений более 70% от общих расходов на культуру, направляется на выплату заработной платы работникам культуры.
По муниципальному образованию Ширинский район расходы на культуру за 2008 год составили 17975,3 тыс. руб., на 2009 год утверждены в сумме 23589 тыс. руб., т.е. ростом на 30%.
Расходы на здравоохранение в общем объеме расходов бюджета муниципального образования занимают от 9 до 15%. Ежегодно расходы на здравоохранение увеличиваются. За 2008 год на здравоохранение израсходовано 59641,6 тыс. руб., из них 35190 тыс. руб. на оплату труда и начисления на оплату труда, что составило 59% от суммы расходов на здравоохранение, на увеличение стоимости основных средств направлено 3560 тыс. руб.
Расходы на физическую культуру и спорт предусматривают проведение физкультурно-оздоровительной работы и спортивных мероприятий, за 2008 год израсходовано 394,7 тыс. руб. В бюджетах муниципальных образований Ширинского района также предусматриваются расходы на физическую культуру и спорт. За 2007 год они составили 375 тыс. руб., за 2008 год 1357 тыс. руб., на 2009 год запланировано 1706 тыс. руб., в проектах на 2010-2011 годы предусмотрено соответственно 2228 тыс. руб. и 2316 тыс. руб.
В бюджете муниципального образования Ширинский район расходы на жилищно-коммунальное хозяйство за 2007 год исполнены в суме 40858,2 тыс. руб., за 2008 год в сумме 47665, 7 тыс. руб., кроме того, из бюджетов муниципальных образований Ширинского района выделено бюджетных средств в 2007году 7669,3 тыс. руб., в 2008 году 53349,4 тыс. руб.
За 2008 год бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств направлены в размере 46937,8 тыс. руб., расходы на компенсацию разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения, составили 13174 тыс. руб.
В бюджетах муниципальных образований Ширинского района на 2009 год расходы на жилищно-коммунальное хозяйство утверждены в размере 22722,4 тыс. руб.
В проектах на 2010-2011 годы предусмотрены расходы соответственно в сумме 51570 тыс. руб. и 64056 тыс. руб., из них расходы на компенсацию разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения, планируются на 2010 год в сумме 14409 тыс. руб., на 2011год- 15541 тыс. руб.
Расходы на содержание работников органов местного самоуправления Ширинского района в расчете на одного жителя муниципального образования Ширинский район составили за 2007 гол 0,3 тыс. руб., за 2008 год 0,5 тыс. руб., запланированы на 2009 год в размере 0,6 тыс. руб., на 2010 и 2011 года 0,6 тыс. руб.
В 2007 году расходы на поддержку малого и среднего предпринимательства не производились, в 2008 год составили 100 тыс. руб., в бюджете на 2009 год утверждены в сумме 200 тыс. руб., в расчете на одно малое предприятие расходы за 2008 год составили 2,4 тыс. руб. на 2009 планируется 4,3 тыс. руб.
Расходы на транспорт, включают в себя возмещение убытков от пассажирских перевозок, за 2008 год израсходовано 2500 тыс. руб.
Расходы на транспорт также предусмотрены в бюджетах муниципальных образований Ширинского района. В 2007 году израсходовано 300 тыс. руб., в 2008 году 785 тыс. руб., утверждено в бюджетах на 2009 год 1343 тыс. руб., на 2010 и 2011 годы в проектах предусмотрено соответственно 1979 тыс. руб., и 2416 тыс. руб.
По прогнозу на среднесрочную перспективу структура расходов сводного финансового баланса не изменится, сохранится тенденция приоритетного финансирования отраслей социальной сферы и мероприятий социальной направленности.
Прогнозная оценка сводного финансового баланса района с учетом всех источников показывает, что собственных ресурсов территории недостаточно для обеспечения социально-экономических расходов в полном объеме и предполагает дополнительное финансирование из республиканского бюджета и государственных внебюджетных фондов.
ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ
За отчетный период отмечается рост доходов населения Ширинского района. Среднемесячная номинальная заработная плата работников крупных и средних предприятий, некоммерческих организаций обусловлена высоким уровнем оплаты труда работников добывающей отрасли, а также работников финансовых учреждений и связи. Низкая заработная плата сохраняется в сельском хозяйстве, культуре и торговле.
В связи с преобразованием поселков входящих в состав муниципального образования Ширинский район в сельские населенные пункты, а также с увеличением минимальной заработной платы произошло повышение оплаты труда работников бюджетных учреждений и это окажет положительное влияние на величину заработной платы на весь планируемый период.
Показатели уровня жизни населения приобрели устойчивую позитивную тенденцию. Рост инфляции опережает рост денежных доходов населения. Вместе с тем есть и положительные тенденции: стабилизировалось положение с выплатой пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы, нет задолженности по детским пособиям.
В структуре денежных доходов населения увеличивается доля оплаты труда. Среднемесячная начисленная заработная плата работников в 2008 году составила 10082 руб., или 125,4% к прошлому году. Самый высокий размер начисленной заработной платы наблюдается по видам экономической деятельности: финансовая деятельность, строительство, связь, самая низкая заработная плата в сельском хозяйстве, культуре, оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. По предварительному прогнозу сохранится рост среднемесячной заработной платы, в 2009 году она составит 11272,6 руб. В 2008 году затраты на выплату пенсии составили 455,8 млн.руб., рост к уровню прошлого года составил 14,3%. Средний размер пенсии составляет 4273 руб. Общий объём денежных доходов населения в 2008 году увеличился на 19,3% и составил 2046,3 млн. руб. В структуре использования денежных доходов населения доля потребительских расходов в 2007 году составила 79,5% или 1044,2 млн. руб., рост к уровню прошлого года составил 14,3%.
ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
Среднегодовая численность населения муниципального образования Ширинский район в 2008 году составила 28,1 тыс.человек. Численность экономически активного населения в 2007 году по сравнению с 2006 годом уменьшилась на 1000 человек и составила 17,68 тыс. чел., в том числе занятых - 13,52 тыс.чел., или 76,5% от общей численности.
Среднесписочная численность работников организаций за отчетный период составила 7268 человек. В прогнозируемом периоде колебания численности работающих будут незначительными. В связи с разработкой месторождения марганцевых руд, а также в результате строительства нового акушерского корпуса в п. Шира ожидается появление новых рабочих мест к концу прогнозируемого периода.
Уровень общей безработицы в 2008 году по муниципальному образованию составил 16,4%, уровень регистрируемой безработицы - 3,15%. Численность безработных, зарегистрированных в органах Государственной службы занятости, в отчетном году составила 441 человек; по сравнению с 2007 годом (360 чел.) она увеличилась на 80 человек. Численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, претендующих на одну заявленную вакансию по состоянию на 01.01.2008г. в целом по району составила 3,58 человек.
В районе реализуется Программа по реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда: направляются граждане на общественные работы, проводится опережающее профессиональное обучение работников, содействие развитию самозанятости безработных граждан.
Отмечается рост безработицы в селах района, по данным центра занятости населения в 2008 году наибольшее количество безработных зарегистрировано на территории поссоветов Ширинсикий, Туимский; и сельсоветов Фыркальский, Спиринский. Около 70% сельских безработных ранее не приступали к трудовой деятельности, длительно не работают, не имеют профессии. Происходит изменение состава безработных в сторону увеличения доли женщин, лиц предпенсионного возраста и граждан, не имеющих опыта работы.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
В районе реализуются мероприятия, направленные на реформирование сферы социальных услуг. К числу позитивных тенденций развития социальной сферы можно отнести обновление материально-технической базы учреждений образования, здравоохранения, культуры.
Деятельность управления образования направлена на реализацию государственной и региональной политики в сфере образования, создание комплекса условий, обеспечивающих государственные гарантии граждан, доступность качественного образования с учетом образовательных потребностей жителей муниципального образования Ширинский район и факторов социально-экономического развития.
Приоритетами в деятельности управления были следующие направления;
- реализация национального приоритетного проекта «Образование»;
- изменение структуры управления муниципальной образовательной системой в связи с ведением новых механизмов финансирования;
- создание дополнительных мест для обеспечения доступности дошкольного образования всем категориям граждан;
- обеспечение реализации мероприятий целевых отраслевых программ.
В 2008 году было охвачено детей дошкольного возраста различными формами дошкольного образования 59,8%, детей предшкольного возраста 81,8%. Детские сады посещало 657 детей (2007 - 619).
В районе числится 10 детских садов, но функционируют только 8.
Для достижения планируемых показателей на 2009-2011 годы планируется:
- реконструкция, расширение действующих детских садов (МДОУ д/с №2, №4), что позволит увеличить количество детей, посещающих детские сады на 220 человек;
- ремонт и реконструкция, открытие детских садов деятельность которых была приостановлена из-за аварийного состояния зданий (МДОУ д/с №6, №3, №8) позволит увеличить количество детей, посещающих детские сады на 175 человек.
Вопросы развития дошкольного образования в Ширинском районе обозначены, с одной стороны, проблемой острого дефицита дошкольных образовательных учреждений, а с другой преимущественно в сельской местности, непосильной родительской платой за содержание детей в детском саду для большинства сельских жителей. Поэтому оптимальное решение - группы кратковременного пребывания. В 2008 году в муниципальном образовании Ширинский район функционировало 20 групп кратковременного пребывания, с общим количеством детей 276 человек
Сохраняется тенденция снижения числа учащихся в системе общего среднего образования. Первого сентября 2008 года к занятиям приступили 3628 человек. Количество учреждений образования равно 39 единиц, в том числе общеобразовательных школ - 21. Систему образования обслуживают 630 педагогических работников, численность учащихся на одного педагога в среднем 8 человек, средняя наполняемость классов 15 учеников (без Целинной специальной коррекционной школы-интерната, где средняя наполняемость классов 12 человек).
Основные направления модернизации образования (нормативное финансирование; отраслевая система оплаты труда; профильное обучение; оценка качества образования; обновление системы аттестации образовательных учреждений и педагогических работников; информатизация образования) находят свое отражение в приоритетном национальном проекте «Образование». В плане укрепления материально-технической базы в 2008 году были приобретены технические средства обучения и учебно-наглядные пособия, в том числе два кабинета географии, три кабинета химии, один интерактивный комплекс.
В школах созданы условия для организации питания, 100% учеников имеют возможность питаться, в том числе 90% учеников 1-4 классов и 79% учеников 5-11 классов - горячим питанием.
Учреждения образования района являются участниками и победителями муниципальных, межрегиональных и общероссийских конкурсов. Ученики школ принимают участие в предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах, соревнованиях разного уровня и занимают призовые места.
Общее финансирование системы образования в 2008году составило 225,8 млн. руб.
С целью развития учреждений здравоохранения и их материально-технической базы в муниципальном образовании Ширинский район были приняты целевые программы на 2008-2011 годы: «Развитие муниципального здравоохранения в Ширинском районе на 2008-2011гг.», «Здоровый ребенок», «Совершенствование службы медицины катастроф Ширинского района на 2008-2010гг.», «Противопожарная безопасность лечебно-профилактических учреждений Ширинского района на 2008-2011 годы», «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями в 2008-2011гг.», с подпрограммами «Анти ВИЧ-СПИД», «Профилактика туберкулеза», «Вакцинопрофилактика», «Управление обеспечением качества и лекарственной помощи населения».
В муниципальном образовании Ширинский район в 2008 году не улучшилась демографическая ситуация, хотя зарегистрирован самый высокий показатель рождаемости за последние 10 лет (13,9 на 1000 населения), за счет высокой смертности, которая составила 20,4 на 1000 населения, увеличилась естественная убыль населения. Остается высоким процент смертности в трудоспособном возрасте от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, цереброваскулярных болезней и внешних причин, в частности от употребления алкоголя. Количество смертей на дому у лиц до 65 лет снизилось, в том числе от инсульта. Снизилась смертность в 1-е сутки в стационаре. В настоящее время в лечебный и диагностический процесс внесены новые технологии. В лаборатории МУЗ Ширинская ЦРБ проводятся исследования на онкомаркеры и маркеры гепатита. Продолжается работа по организации проведения профилактических мероприятий по формированию здорового образа жизни.
В учреждениях здравоохранения Ширинского района на 01.01.2009 года численность работающих составляет 563 человека, что на 9,9% выше показателя за аналогичный период 2007г. Обеспеченность врачами на 10000 населения в 2008г. составила 14,5 (41 чел.), в том числе участковых врачей и врачей общей практики на 10000 населения 4,3 (12 чел), что крайне недостаточно. Укомплектованность врачами в целом по учреждениям здравоохранения составляет 50%. Несколько лучше ситуация со средними медицинскими работниками, обеспеченность средним медицинским персоналом на 10000 населения 81,9, в том числе участковых медицинских сестер и медицинских сестер врачей общей практики - 7,4.
В районе недостаточно терапевтов, педиатров, врачей общей практики, хирургов, нет нарколога. Высок процент совместительства от 1,2 до 2 при рекомендуемом 1,1. В 2008 г. в муниципальное образование Ширинский район прибыл один врач педиатр. В 2008 году по целевому договору поступили в СибГМУ 4 человека, в Красноярскую МА 1 человек (педиатрия). В учебных заведениях по целевым направлениям всего учатся 10 человек, из них заканчивают 5-6 курс 3 человека. Готовятся выпускники школ для целевого поступления на 7 мест в 2009 г. За 2008г. проведена большая работа по повышению квалификации врачей, средних медицинских работников. Обучено 15 врачей, 95% имеют сертификаты. Средних медицинских работников обучено 36, сертификаты имеют 86,6%.
В рамках дальнейшей модернизации здравоохранения, согласно ПНП «Здоровье», в течение 2008 года продолжалась работа по укреплению материально-технической базы медицинских учреждений. В течении 2008 года закончен внутренний капитальный ремонт инфекционного отделения, продолжался ремонт поликлиники, выполнена пожарная сигнализация в амбулаториях Ширинского района. Приобретены 2 автомобиля, частично решилась проблема с оргтехникой. По республиканской программе поступило оборудование для новорожденных.
В течении года активно велась информационная поддержка Национального проекта «Здоровье»
Основной задачей по социальному обслуживанию является создание необходимых условий для обеспечения доступности и приемлемого качества социальных услуг. В течении 2008 года предоставлено мер социальной поддержки на сумму 30,343 млн.руб., в том числе на меры социальной поддержки ветеранов труда было направлено средств на сумму 7,341 млн.руб., на социальную поддержку инвалидов - 4,489 млн.руб., на социальную поддержку многодетных семей - 0,311 млн.руб. В 2008 году выплачено средств на детские пособия в сумме 7,9 млн. руб. на 3796 детей. В 2008 году 1109 семьям было начислено субсидий на оплату коммунальных услуг на сумму 7132 тыс. руб. Проводится работа по оздоровлению детей в санаториях и летних лагерях. Всего на летний отдых детей в 2008 году затрачено 324,4 тыс. руб., оздоровлено 1206 детей.
Учреждения культуры Ширинского района являются центром развлекательных, общественных и информационно-показательных мероприятий для всех поколений детей, молодежи, людей среднего и старшего возраста. Специалисты, работающие в учреждениях культуры, добросовестно и профессионально готовятся к проведению культурно-массовых мероприятий. В 2007-2008гг. за счет финансовых средств республиканского бюджета и бюджета района были приобретены костюмы для участия в театрализованных мероприятиях. По районной целевой программе «Молодежь Ширинского района на 2008-2011гг.» - приобретены музыкальные инструменты для вокально-инструментального ансамбля. В перспективе планируется создание театрализованной группы «Дети и театр». Проведение новых мероприятий «Дети-цветы жизни», «Наркотики - мой ад», «Право на жизнь», привлекут детей и молодежь к культуре и искусству, а также будут направлены на формирование навыков здорового образа жизни.
На территории Ширинского района работает 23 культурно-досуговых учреждения, 23 муниципальных библиотеки, 2 музея. В 2008 году специалисты учреждений культуры подготовили и провели 4007 культурно-досуговых мероприятий. По традиции ежегодно проходят районные мероприятия: митинг и театрализованное представление, посвященные празднику Великой Победы; конкурс патриотической песни «Виват, моё Отечество»; районный фестиваль и другие. В 2008 году прошли районные национальные праздники «Чыл Пазы» на базе Топановского сельского клуба и «Ынархас». Стало традиционным проводить праздники сёл, в прошедшем году они прошли на Фыркале, Целинном, Шира, Беренжаке, Гальдже. В учреждениях культуры в 2008 году работало 48 кружков, в них было занято 3371 человек. Интересную и содержательную работу проводят работники библиотек. Общий книжный фонд библиотечной системы составляет 254,5 тысячи экземпляров книг.
В муниципальном образовании Ширинский район уверенно и планово развиваются виды спорта, такие как футбол, мини-футбол, баскетбол, волейбол, бокс, настольный теннис и городошный спорт, технические и зимние виды спорта. Спортсмены Ширинского района принимают активное участие в соревнованиях российского, республиканского и межрайонных уровней (3500 человек). В Ширинском районе, на базе общеобразовательных учреждений организованы «Группы здоровья», в которых систематически занимается население среднего возраста (волейбол, баскетбол) - 125 человек.
Несмотря на сокращение численности населения Ширинского района, в планируемый период в результате реализации целевой программы «Физкультура и спорт в Ширинском районе на 2008-2011гг.» планируется увеличить количество тренеров и улучшить материальную базу спортивных учреждений. В 2009 проведен ремонт помещения конно-спортивной школы.
ТУРИЗМ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Ширинский район богат разнообразными природными ресурсами. Наличие лечебных минеральных озерных и подземных вод, грязей, ландшафтное разнообразие, присутствие на территории района уникальных памятников культуры, относительно комфортные климатические условия позволяют считать район перспективным с точки зрения развития культурного рекреационного комплекса. Вместе с тем обострившаяся в последнее время экологическая обстановка в районе озера Шира свидетельствует о необходимости сохранения и рационального использования ценных природных комплексов и объектов на территории района.
В 2008 году по целевой программе «Развитие туризма в Ширинском районе на 2008-2010гг.» профинансировано 267,4тыс. руб. на проектно-сметную документацию туристического комплекса на озере Беле.
В районе расположена здравница республиканского значения ОАО «Курорт оз. Шира» и Федеральное государственное учреждение детский санаторий «Озеро Шира». Активно развиваются частные базы отдыха, которые работают в летний период.
В Ширинском районе формируется современная туристская инфраструктура, включающая весь комплекс туристских услуг необходимых для приема и обслуживания туристов, что позволит индустрию туризма превратить в эффективную доходную отрасль экономики района.
Значительные участки водных объектов района характеризуются высокой степенью загрязненности. Загрязнение особо выражено на участках рек и водоемов: оз. Шира, оз. Беле, оз. Иткуль, р. Туим. К участкам поверхностных водных объектов, требующих принятия действенных природоохранных мер относятся: оз. Шира, оз. Иткуль, р. Сон, р. Туим. Сильно загрязнены поверхностные и подземные воды природного комплекса ОАО «Курорт оз. Шира».
Ежегодно на территории района образуется большое количество бытовых отходов. В 2008 году организована упорядоченная система сбора, хранения твердых бытовых отходов.




















